Слово управделами УПЦ митр. Антония на открытии конференции «Церковь мучеников: гонения на веру и Церковь в ХХ веке»

Организаторам, участникам и гостям
Международной научной конференции
«Церковь Мучеников: гонения на веру и Церковь в ХХ веке»

Дорогие владыки, отцы и братья!
Уважаемые коллеги!

Сегодня мы начинаем работу конференции о мученическом пути Церкви Христовой в ХХ веке. В программе нашего форума будут доклады, посвященные жизненным путям новомучеников и исповедников; доклады, анализирующие репрессивную политику советского государства по отношению к Церкви; доклады, повествующие о религиозном подполье в советскую эпоху, а также доклады, посвященные тем проблемам, которые встают перед Церковью в ходе исследования жизненных путей новомучеников и подготовки их церковного прославления.

Когда-то давно Тертуллиан назвал кровь мучеников семенем, которое дает обильные плоды веры. Действительно, Древняя Церковь осмысляла себя, прежде всего, как Церковь мучеников. В первые века христианства слово святой было синонимом слова мученик. А сами мученики именовались по-гречески свидетелями. Именно подвиг мученичества всегда считался главным и наиболее достоверным свидетельством силы и подлинности веры во Христа. Открытое исповедание имени Христова перед лицом гонителей – это высший подвиг, к которому Церковь всегда относилась с особым благоговением. Потому и в агиографической литературе, и в литургических текстах, и в проповедях отцов Церкви тема мученичества всегда занимала одно из центральных мест. Постоянное осмысление подвига мучеников Христовых и проповедь об этом подвиге буквально вплетены в ткань жизни Церкви.

Вплоть до начала ХХ в. казалось, что эпоха великого мученичества, охватившая первые столетия христианской истории, осталась навсегда в прошлом. Хотя в истории регулярно случались рецидивы гонений на Церковь, всё же они не были столь масштабными, как в первые века христианства. Потому долгое время подвиг мученичества ассоциировался обычно с событиями давно минувших дней. Однако, ХХ в. явил миру новые, во многом беспрецедентные гонения на Церковь.
Коммунистическая идеология, объявившая войну религии, стала официальной доктриной не только в Советском Союзе, но и в ряде других стран мира. В результате на Церковь Христову обрушились новые гонения, превзошедшие по масштабам гонения первых веков. И сегодня для нас мученики – это не только свидетели первых веков христианства, но и те, кто жил относительно недавно, в непростом ХХ в. 

В нашей Церкви уже сформировалась традиция особого почитания новомучеников и исповедников ХХ в. Церковное празднование в честь новых мучеников за веру было впервые установлено еще в 1918 г. После того, как в Киеве 7 февраля 1918 г. (по новому стилю) был зверски убит митрополит Владимир (Богоявленский), Поместный Собор, который работал тогда в Москве, уделил особое внимание началу гонений на православных христиан. 18 апреля 1918 г. Собор установил ежегодное молитвенное поминание всех, кто погиб в результате начавшихся гонений. Было решено, что днем памяти новых мучеников за веру должен стать воскресный день, ближайший к 7 февраля (дню смерти Киевского митрополита Владимира).

Но когда закончилась гражданская война и была окончательно установлена советская власть, открытое поминовение христиан, погибших от рук гонителей, стало практически невозможным. Советская власть смотрела на это, как на проявление контрреволюционных настроений, и потому всякий, кто стал бы в советское время открыто говорить о гонениях на Церковь, мог сам подвергнуться репрессиям. Поэтому широкое поминовение мучеников, пострадавших от советского атеистического режима, сохранялось только в эмиграции. В 1981 г. Русская Православная Церковь Заграницей совершила канонизацию новомучеников и исповедников ХХ века. Однако, тогда в Зарубежной Церкви не был утвержден полный список новомучеников. Поскольку для эмигрантов доступ к архивным документам в Советском Союзе был закрыт, провести глубокое изучение жизненного пути и обстоятельств смерти мучеников за веру Зарубежная Церковь не имела возможности.

После 1988 г., когда состоялось празднование 1000-летия Крещения Руси и Церковь получила свободу, начался новый этап изучения подвига новомучеников и исповедников. Были рассекречены многие архивные фонды, исследователи получили доступ к неизвестным им ранее документам. Это привело к появлению новых исследований, освещающих мученический путь Церкви в ХХ столетии.
Уже в 1989 г. Русская Православная Церковь причислила к лику святых Патриарха-Исповедника Тихона (Беллавина), а в 1992 г. состоялась канонизация священномучеников митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и с ним убиенных, а также великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. Это была первая в Русской Православной Церкви канонизация новомучеников. Тогда же было решено, что память Собора новомучеников отныне будет праздноваться ежегодно 7 февраля по новому стилю, если этот день выпадает на воскресенье, или же в ближайший к нему воскресный день.
С тех пор канонизации новомучеников и исповедников проводятся регулярно. Самая масштабная из них состоялась в 2000 г., когда было поименно прославлено более 1 000 святых новомучеников и исповедников. К настоящему времени в Собор новомучеников и исповедников включены имена около 1 800 святых.

Канонизации новомучеников постоянно проводятся и в Украинской Православной Церкви. Глубоко символично, что первая канонизация, состоявшаяся в Украинской Православной Церкви, это была именно канонизация новомучеников. 22 июня 1993 г. были причислены к лику святых священномученики Александр (Петровский) и Онуфрий (Гагалюк), а также 30 священномучеников Слободского края. К настоящему времени в Украинской Православной Церкви прославлено около 300 святых, большинство из которых – это новомученики и исповедники.
Канонизация такого большого числа новомучеников и исповедников поставила перед Церковью целый ряд новых задач. Прежде всего, канонизация предполагает написание жития святого, создание его иконописного изображения, написание в честь него богослужебных текстов. Довольно часто возникает вопрос об установлении достоверного места захоронения новомученика, обретения его честных мощей и их должного почитания.

Все это стимулирует проведение новых научных исследований, понуждает выявлять и тщательно изучать документы, связанные с жизненными путями и обстоятельствами кончины новомучеников. В гимнографии и в иконописном искусстве отражение подвига новомучеников требует сегодня творческого сочетания устоявшихся традиций с новыми формами. 

2 февраля 2011 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». В этом документе Церковь призвала «умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников» для того, «чтобы память о новомучениках укреплялась в нашем обществе как пример стояния в вере». В документе особое внимание было обращено на необходимость не только богослужебного почитания новомучеников, но и проведения, посвященных их памяти конференций, форумов, съездов. Сегодняшняя конференция как раз направлена на изучение подвига новомучеников и исповедников ХХ в.
Мне представляется очень удачным, что конференция приурочена к дню памяти священномученика Владимира, митрополита Киевского. Мы собрались в Киево-Печерской Лавре совсем недалеко от того места, где был расстрелян священномученик Владимир. Именно здесь, в Лавре, почивают его святые мощи. Священномученик Владимир стал первым из иерархов Русской Церкви, принявших мученический венец после революционных потрясений 1917 г. Потому его нередко именуют первомучеником ХХ века. Безропотно, с молитвой на устах он принял смерть от рук своих палачей. И в этой ужасной и вместе с тем величественной смерти можно видеть образ существования нашей Церкви в годы гонений. Церковь Христова мужественно и с глубокой молитвой к Богу приняла свой крест. И церковное возрождение конца ХХ в. стало в том числе и плодом молитвы, которую возносят о всех нас святые новомученики и исповедники.

Наше отношение к памяти новомучеников должно сочетать в себе интеллектуальные усилия с молитвенным обращением к ним. Ведь новые мученики за Христа – это наши ходатаи перед Богом. Потому я хочу пожелать участникам сегодняшней конференции не только умом изучать документы истории, но и сердцем воспринимать то послание, то свидетельство веры, которое обращают к нам новомученики и исповедники ХХ в. Будем помнить об их подвиге и будем просить их помощи на нашем жизненном пути. 


+АНТОНИЙ
Митрополит Бориспольский и Броварской,
Управляющий делами Украинской Православной Церкви

База данных репрессированных 

Обновления в Базе данных репрессированных
Последние публикации
В УПЦ вшанували пам'ять жертв комуністичних репресій в СРСР

В УПЦ вшанували пам'ять жертв комуністичних репресій в СРСР

На парафіях Української Православної Церкви піднесуть молитви за жертв політичних репресій 1937-1938 років

На парафіях Української Православної Церкви піднесуть молитви за жертв політичних репресій 1937-1938 років

УПРАВДЕЛАМИ УПЦ ПРЕДСТАВИЛ ЦИКЛ ФИЛЬМОВ О НОВОМУЧЕНИКАХ И ИСПОВЕДНИКАХ

Управделами УПЦ представил цикл фильмов о новомучениках и исповедниках

В Українській Православній Церкві відновлюють зруйнований радянською владою Межигірський монастир

В Українській Православній Церкві відновлюють зруйнований радянською владою Межигірський монастир

На Кіровоградщині чекають канонізації мученика–священика, мощі якого знайшли три роки тому

На Кіровоградщині чекають канонізації мученика–священика, мощі якого знайшли три роки тому

Митрополит Антоній: «Закликаю молитися за всіх невинноубієнних і постраждалих в роки комуністичних репресій»

Митр. Антоній: «Закликаю молитися за всіх невинноубієнних і постраждалих в роки комуністичних репресій»

Можливість прославлення репресованого о. Михаїла Под'єльського розглянули на комісії Бориспільської єпархії

Можливість прославлення репресованого о. Михаїла Под'єльського розглянули на комісії Бориспільської єпархії

Церковь Мучеников: гонения на веру и Церковь в ХХ веке

Церковь Мучеников: гонения на веру и Церковь в ХХ веке

Церква мучеників: гоніння на віру та Церкву у ХХ столітті

Церква мучеників: гоніння на віру та Церкву у ХХ столітті

5 новых мучеников Сумской и Александрийской епархий, пострадавших в годы советских гонений, канонизируют в УПЦ

5 новых мучеников Сумской и Александрийской епархий, пострадавших в годы советских гонений, канонизируют в УПЦ