Организаторам, участникам и гостям
Международной научной конференции
«Церковь Мучеников: гонения на веру и Церковь в ХХ веке»
Дорогие владыки, отцы и братья!
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы начинаем работу конференции о мученическом пути Церкви Христовой в ХХ веке. В программе нашего форума будут доклады, посвященные жизненным путям новомучеников и исповедников; доклады, анализирующие репрессивную политику советского государства по отношению к Церкви; доклады, повествующие о религиозном подполье в советскую эпоху, а также доклады, посвященные тем проблемам, которые встают перед Церковью в ходе исследования жизненных путей новомучеников и подготовки их церковного прославления.
Когда-то давно Тертуллиан назвал кровь мучеников семенем, которое дает обильные плоды веры. Действительно, Древняя Церковь осмысляла себя, прежде всего, как Церковь мучеников. В первые века христианства слово святой было синонимом слова мученик. А сами мученики именовались по-гречески свидетелями. Именно подвиг мученичества всегда считался главным и наиболее достоверным свидетельством силы и подлинности веры во Христа. Открытое исповедание имени Христова перед лицом гонителей – это высший подвиг, к которому Церковь всегда относилась с особым благоговением. Потому и в агиографической литературе, и в литургических текстах, и в проповедях отцов Церкви тема мученичества всегда занимала одно из центральных мест. Постоянное осмысление подвига мучеников Христовых и проповедь об этом подвиге буквально вплетены в ткань жизни Церкви.
Вплоть до начала ХХ в. казалось, что эпоха великого мученичества, охватившая первые столетия христианской истории, осталась навсегда в прошлом. Хотя в истории регулярно случались рецидивы гонений на Церковь, всё же они не были столь масштабными, как в первые века христианства. Потому долгое время подвиг мученичества ассоциировался обычно с событиями давно минувших дней. Однако, ХХ в. явил миру новые, во многом беспрецедентные гонения на Церковь.
Коммунистическая идеология, объявившая войну религии, стала официальной доктриной не только в Советском Союзе, но и в ряде других стран мира. В результате на Церковь Христову обрушились новые гонения, превзошедшие по масштабам гонения первых веков. И сегодня для нас мученики – это не только свидетели первых веков христианства, но и те, кто жил относительно недавно, в непростом ХХ в.
В нашей Церкви уже сформировалась традиция особого почитания новомучеников и исповедников ХХ в. Церковное празднование в честь новых мучеников за веру было впервые установлено еще в 1918 г. После того, как в Киеве 7 февраля 1918 г. (по новому стилю) был зверски убит митрополит Владимир (Богоявленский), Поместный Собор, который работал тогда в Москве, уделил особое внимание началу гонений на православных христиан. 18 апреля 1918 г. Собор установил ежегодное молитвенное поминание всех, кто погиб в результате начавшихся гонений. Было решено, что днем памяти новых мучеников за веру должен стать воскресный день, ближайший к 7 февраля (дню смерти Киевского митрополита Владимира).
Но когда закончилась гражданская война и была окончательно установлена советская власть, открытое поминовение христиан, погибших от рук гонителей, стало практически невозможным. Советская власть смотрела на это, как на проявление контрреволюционных настроений, и потому всякий, кто стал бы в советское время открыто говорить о гонениях на Церковь, мог сам подвергнуться репрессиям. Поэтому широкое поминовение мучеников, пострадавших от советского атеистического режима, сохранялось только в эмиграции. В 1981 г. Русская Православная Церковь Заграницей совершила канонизацию новомучеников и исповедников ХХ века. Однако, тогда в Зарубежной Церкви не был утвержден полный список новомучеников. Поскольку для эмигрантов доступ к архивным документам в Советском Союзе был закрыт, провести глубокое изучение жизненного пути и обстоятельств смерти мучеников за веру Зарубежная Церковь не имела возможности.
После 1988 г., когда состоялось празднование 1000-летия Крещения Руси и Церковь получила свободу, начался новый этап изучения подвига новомучеников и исповедников. Были рассекречены многие архивные фонды, исследователи получили доступ к неизвестным им ранее документам. Это привело к появлению новых исследований, освещающих мученический путь Церкви в ХХ столетии.
Уже в 1989 г. Русская Православная Церковь причислила к лику святых Патриарха-Исповедника Тихона (Беллавина), а в 1992 г. состоялась канонизация священномучеников митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и с ним убиенных, а также великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. Это была первая в Русской Православной Церкви канонизация новомучеников. Тогда же было решено, что память Собора новомучеников отныне будет праздноваться ежегодно 7 февраля по новому стилю, если этот день выпадает на воскресенье, или же в ближайший к нему воскресный день.
С тех пор канонизации новомучеников и исповедников проводятся регулярно. Самая масштабная из них состоялась в 2000 г., когда было поименно прославлено более 1 000 святых новомучеников и исповедников. К настоящему времени в Собор новомучеников и исповедников включены имена около 1 800 святых.
Канонизации новомучеников постоянно проводятся и в Украинской Православной Церкви. Глубоко символично, что первая канонизация, состоявшаяся в Украинской Православной Церкви, это была именно канонизация новомучеников. 22 июня 1993 г. были причислены к лику святых священномученики Александр (Петровский) и Онуфрий (Гагалюк), а также 30 священномучеников Слободского края. К настоящему времени в Украинской Православной Церкви прославлено около 300 святых, большинство из которых – это новомученики и исповедники.
Канонизация такого большого числа новомучеников и исповедников поставила перед Церковью целый ряд новых задач. Прежде всего, канонизация предполагает написание жития святого, создание его иконописного изображения, написание в честь него богослужебных текстов. Довольно часто возникает вопрос об установлении достоверного места захоронения новомученика, обретения его честных мощей и их должного почитания.
Все это стимулирует проведение новых научных исследований, понуждает выявлять и тщательно изучать документы, связанные с жизненными путями и обстоятельствами кончины новомучеников. В гимнографии и в иконописном искусстве отражение подвига новомучеников требует сегодня творческого сочетания устоявшихся традиций с новыми формами.
2 февраля 2011 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». В этом документе Церковь призвала «умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников» для того, «чтобы память о новомучениках укреплялась в нашем обществе как пример стояния в вере». В документе особое внимание было обращено на необходимость не только богослужебного почитания новомучеников, но и проведения, посвященных их памяти конференций, форумов, съездов. Сегодняшняя конференция как раз направлена на изучение подвига новомучеников и исповедников ХХ в.
Мне представляется очень удачным, что конференция приурочена к дню памяти священномученика Владимира, митрополита Киевского. Мы собрались в Киево-Печерской Лавре совсем недалеко от того места, где был расстрелян священномученик Владимир. Именно здесь, в Лавре, почивают его святые мощи. Священномученик Владимир стал первым из иерархов Русской Церкви, принявших мученический венец после революционных потрясений 1917 г. Потому его нередко именуют первомучеником ХХ века. Безропотно, с молитвой на устах он принял смерть от рук своих палачей. И в этой ужасной и вместе с тем величественной смерти можно видеть образ существования нашей Церкви в годы гонений. Церковь Христова мужественно и с глубокой молитвой к Богу приняла свой крест. И церковное возрождение конца ХХ в. стало в том числе и плодом молитвы, которую возносят о всех нас святые новомученики и исповедники.
Наше отношение к памяти новомучеников должно сочетать в себе интеллектуальные усилия с молитвенным обращением к ним. Ведь новые мученики за Христа – это наши ходатаи перед Богом. Потому я хочу пожелать участникам сегодняшней конференции не только умом изучать документы истории, но и сердцем воспринимать то послание, то свидетельство веры, которое обращают к нам новомученики и исповедники ХХ в. Будем помнить об их подвиге и будем просить их помощи на нашем жизненном пути.
+АНТОНИЙ
Митрополит Бориспольский и Броварской,
Управляющий делами Украинской Православной Церкви