Серафим (Кудрявцев Владимир Иванович)

Дата рождения:

1870 г.

Место рождения:

Волынская губерния, мест. Техановцы

Сан или должность:

архимандрит

Образование:

После окончания духовного училища поступил в Виленскую духовную семинарию, которую окончил в 1892 г.

Рукоположение:

В 1901 году архиепископ Литовский Ювеналий рукоположил его в иерея. 

В 1939 г. принял монашеский постриг в Свято-Успенской Почаевской Лавре.

Служение:

С 1892 до 1901 гг. работал народным учителем и служил псаломщиком в церкви. В 1900 г. женился на дочери настоятеля великоритской церкви Марии Измайловой.

г. Шавли Ковенской губ., затем г. Вильно

викарный священник, священник, 1901–1910 гг. 

Виленская губ., мест. Сватки

настоятель, 1910–1915 гг.

172-й Лидский полк, затем 233-й пехотный полк, потом — 56-я дивизия

полковой священник, 1915–1918 гг.

Приходилось принимать участие в боях под Подставами, где однажды вынес с поля семь раненных офицеров и семнадцать солдат, в другой раз — из немецких окопов восемь офицеров. Был семь раз ранен и четыре раза контужен. Сам он впоследствии рассказывал, что приходилось хоронить убитых в общей могиле. Иногда его вдруг что-то заставляло переходить с одного места на другое, что спасало его от неминуемой смерти. За ратные подвиги был награждён многими наградами.

Новгород

Спасский собор

протоиерей, настоятель, 1918 г.

После ликвидации ведомства военного духовенства был некоторое время настоятелем в Спасском новгородском соборе, потом вернулся на родину, которая в то время отошла к Польше.

Польша, дер. Латыголь

Свято-Никольская церковь

настоятель, 1918–1920 гг. 

Польша, дер. Озёры (около Гродно)

Свято-Духовский храм

настоятель, 1920–1931 гг.

Польша, Роси 
протоиерей, 1931–1932(?)

Польша, г. Клещели

настоятель храма, 1932(?)–1938 гг.

В Клещелях прослужил семь лет. О. Владимир отличался искренней верой, благочестием и молитвенностью. Однажды в Клещелях у него в семье случилось несчастье, его маленькая дочь проколола себе зрачок. Врачи сказали, что она останется на один глаз слепой. Но, видя бессилие медицины, ее мать обратилась за помощью к прп.Серафиму Саровскому. Поврежденный глаз помазали водой из Дивеевского источника, и мать стала читать акафист прп.Серафиму. Случилось чудо — девочка исцелилась. В благодарность за исцеление о. Владимир построил предел в храме в честь святого угодника Божия. В Клещели стали стекаться богомольцы. О. Владимир помазывал страждущих водой из Дивеевского источника и лампадным маслом от главы великомученика Пантелеимона. По примеру Дивеевской обители, в семье стали изготовлять и раздавать на благословение сухарики прп. Серафима.

Кроме того о. Владимир, отличавшийся глубокой добротой, часто помогал нищим, раздавая им деньги и продукты. Своим характером и благодатной помощью он привлекал к себе богомольцев. Клещели стали местом паломничества, а в народе о. Владимира стали называть «клещельский батюшка». Впрочем, находились и завистники и недоброжелатели, отзывавшиеся о нём с сарказмом: «А, Кудрявцев... Это чудотворец...» Ругали его и бесноватые, которых он отчитывал. Но добрый пастырь невзирая ни на что трудился на ниве Христовой, бескорыстно используя данные ему таланты. Денег от исцелённых он никогда не брал. Наоборот, с помощью прихожан он построил храм великомученицы Варвары, а колокольню перестроил в часовню св. Николая.

О. Владимир отличался строгостью к себе и любовью к ближним. Вставал он в пять часов утра и молился. Сам начищал всем обувь и протирал полы. Взгляд его был пронизывающим насквозь. Проявлялся у него и дар прозорливости. 

Польша, с. Васильково (недалеко от г. Белостока) 
протоиерей, 1938–1939 гг.

Гродненская обл., г. Рогачи

протоиерей

Когда пришла советская армия, семье грозила высылка в Сибирь. Но последовавшие военные действия спасли их. Нужно заметить, что о. Владимир не жаловал большевиков и не раз обличал их в своих проповедях. 

1939 г. стал для о. Владимира поворотным. Он тогда отправился в паломничество в Почаев. Там ему однажды ночью наяву явился прп. Серафим Саровский, который, по собственному рассказу о. Владимира, повелел ему немедленно принять постриг с его именем.

В ночь явления прп. Серафима в пещерной церкви у раки прп. Иова Почаевского находились чередные монахи игумен Антоний и иеромонах Иезекииль, читавшие акафист преподобному. О. Владимир объявил им о чудесном явлении, и те постригли его в мантию. 

Поначалу церковная власть не признала его пострига, монахи были наказаны, а о. Серафима лишили всех священнических наград. 

Жена батюшки Мария не возражала против его пострига. О. Серафим хотел, чтобы она поступила в женский монастырь, но ввиду неустроенности дочери, матушка осталась в миру. С тех пор она полностью предала себя служению Богу и ближним. До самой смерти вела строгую аскетическую жизнь.

В начале 1941 г. о. Серафим приезжал в Жировицкий монастырь и просил владыку Пантелеимона (Рожновского) признать его монашество и вернуть ему все награды. Тот сначала отказался, однако в 1942 г. о. Серафим получил сан архимандрита и стал наместником обители.

Гродненская обл., мест. Жировицы

Жировицкий Успенский монастырь

архимандрит, наместник, 1942–1943 гг.

Наместничество архимандрита Серафима выпало на нелёгкое время. Он был в затруднительном положении: оккупантам он не сочувствовал, но как наместнику ему нужно было беречь свою обитель. Поэтому приходилось поддерживать отношения с немецкими властями. Кроме того, и советская безбожная власть не сулила ничего хорошего. Внешне сохраняя связь с оккупантами, о. Серафим вызвал ненависть партизан. В результате ему был вынесен смертный приговор. Но привести его в исполнение сразу не удавалось. Одиннадцать раз приходили партизаны к его бывшей жене, забирали всё, что попадалось под руку, один раз её чуть не убили. 

Однажды он чуть не был осуждён немцами. Одной полячке, жившей в Жировицах, он сказал, что Польша ещё будет, её не раздерут. Эта женщина работала тайной осведомительницей в гестапо и донесла на наместника. Его вызвали и хотели арестовать. Вероятно, при этом его избили, поскольку о. Серафим после этого до самой смерти болел.

Что касается местных жителей, то до сих пор они говорят о нём с большой любовью, отмечая при этом у него дар прозорливости. О. Серафима предполагали посвятить в епископский сан. Но не более чем за месяц до наречения он заказал себе гроб, притом поторапливал с его изготовлением. 13 или 14 июля архимандрит приехал в Слоним навестить дочь. Приглашал её с мужем заехать к нему на следующий день в Жировицы, заметив при этом, что уже десять дней, как для него готов гроб. Долго прощались, как напоследок.
 

Награды:

Имел все церковные награды, от набедренника до митры. 

Был награждён императором Николаем II такими наградами:  
– офицерский крест св. Георгия IV степени; 
– орден св. Анны II степени; 
– орден св. Анны III степени; 
– орден св. Владимира III степени; 
– орден св. Владимира IV степени.
 

Кончина:

15 июля 1943 г. Отец Серафим скоропостижно скончался, как было официально сообщено — от инфаркта. Это было сразу после трапезы. Он ещё не успел выйти на лестницу, позвать на помощь и упал мёртвым. Но тайной причиной смерти наместника было отравление. В монастырской кухне работала партизанская связная, и ей было поручено убрать неугодного архимандрита. В этот день о. Серафим трапезничал в своей келье. Этим воспользовалась партизанка. Она подсыпала в предназначенную ему пищу заранее приготовленный яд и тут же покинула территорию монастыря. За Жировицами её ожидали партизаны и увезли в лес. С тех пор она жила в их отряде, пока не погибла в одной из стычек с немцами. Архимандрит Серафим был похоронен напротив алтаря Явленской церкви, это место он выбрал ещё при жизни. И по своей смерти о. Серафим был ненавистен своим врагам-богоборцам, за его могилой запрещали ухаживать. Но несмотря ни на что, добрая память о нём сохранилась в сердцах тех людей, которые знали его при жизни, и они почитают его как истинного угодника Божия.

Место захоронения :

Жировицкий Успенский монастырь, напротив алтаря Богоявленской церкви Жировицкого Успенского монастыря (мест. Жировицы, Гродненская область)

Публикации:

  • Серафим (Кудрявцев Владимир Иванович) // База данных «За Христа пострадавшие» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
  • Жировицкая обитель. Богословско-литературно художественный листок. — 2000. — № 5 (18). — Свято-Успенский Жировицкий монастырь, 2000. — С. 20–24.

База данных репрессированных 

Обновления в Базе данных репрессированных
Последние публикации
На місці масових поховань жертв репресій на Лук’янівському кладовищі у Києві вшанували пам’ять Новомучеників

На місці масових поховань жертв репресій на Лук’янівському кладовищі у Києві вшанували пам’ять Новомучеників

Викладачі шкіл на Київщині ознайомились з історією сталінських репресій проти православного духовенства

Викладачі шкіл на Київщині ознайомились з історією сталінських репресій проти православного духовенства

У Борисполі відбулася канонізація священномученика Михаїла Под’єльського

У Борисполі відбулася канонізація священномученика Михаїла Под’єльського

У Броварах вперше представили невідомі імена репресованих священнослужителів з Броварщини та запропонували перейменувати на їхню честь низку вулиць міста

У Броварах вперше представили невідомі імена репресованих священнослужителів з Броварщини та запропонували перейменувати на їхню честь низку вулиць міста

Програма заходів з вшанування пам’яті репресованого духовенства м. Бровари, 12 – 13 листопада 2021 р.

Програма заходів з вшанування пам’яті репресованого духовенства м. Бровари, 12 – 13 листопада 2021 р.

В Сумской епархии в лике местночтимых святых прославили преподобномученика Аристарха (Ситало)

В Сумской епархии в лике местночтимых святых прославили преподобномученика Аристарха (Ситало)

Заупокойные молитвы по погибшим в Бабьем Яру

Заупокойные молитвы по погибшим в Бабьем Яру

Православне духовенство та порятунок єврейського населення від Голокосту

Православне духовенство та порятунок єврейського населення від Голокосту

Вітальні слова учасникам круглого столу «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»

Вітальні слова учасникам круглого столу «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»

Програма наукового круглого столу на тему «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»

Програма круглого столу «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»