Просвещенный ХХ век и торжество мучеников

Просвещенный ХХ век… Мы привыкли к такому словосочетанию настолько, что уже не особенно стараемся глубоко вникать в его смысл. Но действительно: именно ХХ век во многом стал для человечества переломным. Как в науке, так и в образе жизни, в политике и экономике, в человеческих взаимоотношениях – во всем произошли изменения, значение которых превосходит все известные прежде.

В течение всего ХХ в. шла череда освободительных войн, революций и социальных преобразований, вызвавших к жизни новые государства; многие народы впервые получили право жить свободно, в условиях национальной государственности; была полностью уничтожена унизительная система колониализма, расовой дискриминации и сегрегации. Система образования позволила приобщиться к сокровищнице мировой культуры миллионам людей.

В ХХ в. наука сделала великие шаги вперед. Покорен космос и глубины океана. Созданы лекарственные препараты и найдены методы лечения, позволившие практически полностью победить ужасные болезни, уносившие десятки и сотни тысяч жизней. Была определена сначала структура ДНК, а затем сделаны шаги к расшифровке генома человека. Человечество обрело власть над ядерными процессами. За считанные часы человек может переместиться на огромные расстояния.

В области бытовой за истекшее столетие случились изменения практически революционные. Доля работы, выполняемой за счет физической силы человека, сократилась почти в 100 раз. Жилище человека из места утомительной домашней работы стало местом отдыха, участком комфорта и уюта. Техника, в т.ч. с элементами искусственного интеллекта, стала обычным явлением в быту.

Однако, как ни странно на первый взгляд, именно просвещенный ХХ в. был ознаменован появлением на политической арене Гитлера и подобных ему лидеров. Тоталитарные и авторитарные режимы возникли и достаточно длительное время существовали во многих странах. Две ужасных мировых войны унесли десятки миллионов жизней, а множество локальных конфликтов в течение всего ХХ в. потрясали планету, и число их жертв вполне сравнимо с числом жертв успешно побежденных чумы, оспы, холеры, если не превосходит их…

На мой взгляд, появление указанных ужасных явлений именно в просвещенном ХХ веке не случайно. Человечество, достигнув многого, начало словно пьянеть от собственных достижений. Некоторым людям начало казаться, что они в состоянии построить рай на земле – собственными силами и, разумеется, без Бога. И так мы вплотную подходим к важнейшему вопросу – вопросу отношения «просвещенного человечества» и Бога, Который, как мы веруем, не только сотворил все, но и заботится о Своем творении.

Несмотря на периоды внешнего спокойствия и благоденствия, Святая Церковь, как Царство «не от мира сего» (Ин. 18:36) никогда не пребывала в полном благополучии. Об этом говорил Господь наш Иисус Христос, предупреждая нас: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33). Также Священное Писание свидетельствует: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Почему? Потому что, по свидетельству Писания, «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19). Свидетельствует Господь: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20).

Эти слова вполне и совершенно истинны. Между тем, в современном мире все чаще звучит мысль о том, что будто бы время гонений ушло, и теперь христианство может мирно сосуществовать с миром, а мир почти с симпатией воспринимает хотя бы некоторые христианские идеи.

Это – страшная ошибка. Внешне преобразованный и просвещенный мир все же противится благовестию. Хотя сейчас в Европе уже не убивают христиан за то, что они христиане, но это еще не свидетельствует о благополучии. Тем более, что присутствующим хорошо известно об убийствах христиан вне Европы…

Однако благополучная и просвещенная Европа сегодня стремится забыть многое. В частности, особенный по смыслу и выдающийся по значению подвиг мучеников XX в. сегодня во многих «просвещенных странах» почти не известен. Между тем, этот подвиг является драгоценным сокровищем для христиан века нынешнего.

ХХ в. – век тысячелетия крещения Руси, стал в то же время эпохой жестоких гонений на Православную Церковь и на все, связанное с именем Христовым. Разрушение и осквернение храмов, поругание святынь, издевательства над верующими и убийства ни в чем не повинных людей – все это явило собой картину крестного пути Христова, которому последовали тысячи православных людей, оружием которых была их вера. Среди них архиереи и священники, монашествующие и миряне, люди разных сословий, мужчины, женщины и дети. Православная Церковь принесла Христу плод своих голгофских страданий – великий сонм святых мучеников и исповедников ХХ в.

Именно ХХ в. был ознаменован ужасными гонениями на Церковь, происходившими в течение практически 75 лет в бывшем Советском Союзе. Жителям просвещенной Европы сложно представить то, что происходило совсем рядом – кажется, такого просто не может быть. Ну, возможно, так было во времена Нерона и Диоклетиана… но не в просвещенном ХХ веке! Наш слух, привыкший к сообщениям о террористических актах и войнах, уже, кажется, ничем не удивить. Но в прошлом веке гонения на христиан достигли такого размаха, который действительно сравним разве только с гонениями времен первохристианских.

Было даже страшнее, чем можно рассказать и представить. Я хотел бы обратить внимание присутствующих на историю гонений ХХ в. для того, чтобы мы вместе смогли сделать некоторые выводы.

Важно, что именно Церковь и верующие люди становились объектом гонений и преследования в первую очередь. Обратим внимание на речь кровавого большевицкого командира Муравьева, где он описывает свои зверства в Киеве: «Мы идем с огнем и мечом, устанавливаем советскую власть: ... Я занял город, бил по дворцам и церквам, по попам, по монахам, никому не давал пощады»[1]. Именно так: сразу после дворцов — церкви, а среди людей первыми и единственными целями названы священники и монахи!

Уже было сказано, что гонения прошлого века были поистине ужасны. Есть, например, свидетельства, что «в Воронеже пытаемых сажали голыми в бочки, утыканные гвоздями, и катали. На лбу выжигали пятиугольную звезду; священникам надевали на голову венок из колючей проволоки… В Полтаве и Кременчуге всех священников сажали на кол». Полтава была известна тем, что здесь мучениями руководил некто Григорий, вошедший в историю под уничижительным прозвищем «блудницы». При участии этого садиста в Полтаве в один день посадили на кол 18 монахов[2].

«В Екатеринославе предпочитали распятие и побивание камнями. Формы издевательств и пыток неисчислимы. В Киеве жертву клали в ящик с разлагающимися трупами, над ней стреляли, потом объявляли, что похоронят в ящике заживо. Ящик зарывали, через полчаса снова открывали и... тогда производили допрос. И так делали несколько раз подряд. Удивительно ли, что люди действительно сходили с ума»[3].

Казни и пытки, перенесенные святыми новомучениками, сложно выразить словами.

Вспомним о священномученике Владимире (Богоявленском), митрополите Киевском. 25 января 1918 г. вечером пятеро вооружённых солдат во главе с матросом пришли за митрополитом Владимиром. Когда убийцы вывели митрополита из автомобиля и остановились на площадке, то архипастырь-мученик попросил у них времени помолиться Богу. Один из убийц сказал: «Но только поскорее»! Митрополит воздел руки кверху и сказал: «Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и приими дух мой с миром», – потом он благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: «Господь вас благословляет и прощает». И после этого, когда митрополит ещё не успел опустить рук, послышались три выстрела, и митрополит упал. Убийцы подошли к своей жертве и уже в лежащего сделали несколько выстрелов.

Акт медицинского осмотра тела убиенного митрополита показывает, что архипастыря-мученика расстреливали разрывными пулями и кололи холодным оружием. Медицинское освидетельствование зафиксировало несколько огнестрельных ран, из которых две – в висок и в грудь (разрывными пулями) – были смертельными, и многочисленные удары штыками — в живот, в затылок, в область рта[4].

Вспомним о Полтавском священномученике Василии (Зеленцове), епископе Прилукском. Будучи викарием Полтавской епархии, Владыка регулярно совершал богослужения в Свято-Троицком храме г. Полтавы. Проникновенные проповеди пастыря на каждом богослужении, его духовные беседы, проходившие в каждое воскресение и в праздники вечером в Свято-Троицком храме, а также его пламенные молитвы привлекали в храм множество людей, причем не только православных, но даже иноверцев.

Любовь к ближнему была образом жизни Владыки Василия: он пешком обходил окраины, помогая нуждающимся, причем помощь эта была совершенно без различия национальности и веры. Знали, например, многих баптистов, католиков и евреев, которым любвеобильный пастырь помог в трудную минуту. Своей пастве Святитель отдавал все, порой последнее. Своими кротостью и смирением, равно и духовной мудростью, он так воздействовал на людей, что многие, откровенно заблуждавшиеся до того в вопросах веры, невольно признавали: «Вот это действительно христианин!»

Впоследствии даже один из палачей священномученика Полтавского Василия (Зеленцова), чекист Линде, заявил: «Как служителя культа и как врага советской власти, я Вас с удовольствием расстрелял бы, но признаюсь, что я уважаю Вас, как человека убежденного и стойкого».

Только Бог знает, каковы были последние дни священномученика. Согласно официальным данным, узника Зеленцова расстреляли на Лубянке 7 февраля 1930 г. (по другим, неофициальным, данным – это произошло в Страстной Четверг) и похоронили в безызвестной могиле на Ваганьковском кладбище. Однако существуют свидетельства, согласно которым епископа Василия сбросили живым на цементный пол тюрьмы с верхнего ее этажа, на окровавленное тело мученика спустили собак, а обглоданные собаками кости выбросили в выгребную яму…[5]

Одним из выдающихся монастырей Православной Украины является Мгарский Спасо-Преображенский монастырь, основанный в 1619 г. самоотверженным защитником Православия, выдающимся церковным деятелем митрополитом Исаией (Копинским), в то время игуменом Густынским и Подгорским, на средства княгини Раины Вишневецкой. От самого своего основания Мгарский монастырь играл выдающуюся роль в духовной жизни Украины, всегда оставаясь твердыней Православия. С Мгарской обителью связаны славные деяния и имена защитников веры Православной, в т.ч. – святителей Афанасия, патриарха Цареградского и Иоасафа, епископа Белгородского, Константинопольского патриарха Серафима (Анина), Киевских митрополитов Исайи (Копинского) и Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), архимандрита Мелхиседека (Значко-Яворского), сына Богдана Хмельницкого Юрия, в постриге Гедеона, гетмана Ивана Самойловича и многих других.

В ХХ в. Господь воздвиг сонм новых молитвенников за славную обитель, ею воспитанных – преподобномучеников Мгарских: игумена Амвросия и с ним шестнадцать братий. 1 августа 1919 г. после грабежа и бесчинств в монастыре, большевики, разделив их на несколько групп, расстреляли на разных участках Пирятинской дороги. Впоследствии иеродиакон Исаакий, которому удалось выжить, дал следующие показания: «Стреляли они по монахам почти в упор. Находился я во второй партии и после залпа упал, притворившись убитым. После того с меня сняли сапоги и пошли дальше, приняв меня за убитого». Иеродиакон Евсевий говорил: «Из нашей группы было убито пять человек, а остальные спаслись, упав на землю и притворившись убитыми <…>, стреляли они в нас шагах в четырех, не больше». Монах Христиан показал на следствии: «Находился я в третьей группе. Когда произвели в нас залп, я упал на землю и притворился убитым. Перед уходом они хотели снять сапоги, но, найдя их плохими, оставили. Я даже не был ранен». В последней группе из восьми человек был чудом спасшийся иеромонах Феофил. Он свидетельствовал: «Нас также провели около одной версты, а затем остановили, отвели в канаву и произвели в нас залп из винтовок на расстоянии пяти шагов от нас. Когда после первого залпа мы попадали на землю, то они произвели несколько выстрелов по лежавшим и, не проверяя, кто убит, спешно пошли дальше»[6].

В это же время пострадал и святой преподобномученик Нил Полтавский – казначей Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. Очевидцы вспоминали, что над отцом Нилом, человеком уже не молодым, чекисты очень издевались. Они привязывали его к лошади и тянули по земле, на лошадь же якобы посадили монахиню и заставили погонять. Во время этой жуткой процессии смиренный страдалец громко читал Символ веры, как бы исповедуя, что все эти страдания он переносит именно за веру во Христа. На газетной фотографии, дошедшей до наших дней, неплохо видно тело убитого мученика. На его груди верёвка, связанная в петлю. 17 июля отец Нил вместе с двумя неизвестными был выведен в лес возле с. Россошенец и там все трое расстреляны.

Вскоре отряды белогвардейцев изгнали из Полтавы большевиков. Судебным следователем по важнейшим делам Войцеховским и уездным врачом Голицыным был произведем судебно-медицинский осмотр тел расстрелянных чрезвычайкой иеромонаха Нила и двух неизвестных мужчин, похороненых с ним в одной могиле. Было обнаружено, что у отца Нила правая рука в нижней части локтевой кости вывихнута и раздроблена, на теле кровоподтеки, грудь прострелена.

На следующий день, при большом стечении народа, измученное и изуродованное тело невинного страдальца монастырской братией во главе с игуменом Алипием было крестным ходом перенесено в монастырь и погребено на монастырском кладбище.

Большую роль в духовной жизни Полтавского края играл Рождества пресвятой Богородицы женский монастырь. Основан он был в конце XIX в. и связано это было с чудом исцеления юной Марии Капнист от Козельщанской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. После 1917 г. земля и часть имущества монастыря были национализированы. Осенью 1929 г. монастырь закрыли. Среди белого дня группы комсомольцев на подводах подъехали к обители и, возбужденные энтузиазмом, дочиста обобрали монашеские келии и наспех расхватали монастырское имущество. Монахинь согнали всех вместе и вывезли, а потом частично распустили.

Судьба же настоятельницы обители – преподобномученицы игумении Олимпиады (Вербецкой) была очень нелегкой и оборвалась трагически. Очевидно, что пожилая, утомленная годами и великими трудами настоятельница могла в то время избрать для себя относительно тихий способ жизни: уйти «на покой» и прожить остаток дней своих в одном из ближайший небольших поселений или на родине, зарабатывая «на хлеб насущный», но неутомимая Христова исповедница взяла в свои руки тяжелый крест исповедничества Христовой веры.

Сначала ей пришлось претерпеть голод 1933 г., потом – перенести скитания по людям. Наконец, она перебралась в Полтаву, где тайно квартировалась у знакомых, – тех, кто знал и уважал матушку, было немало. Попав в областной город, она начала собирать вокруг себя православных женщин, опекать монахинь из разоренных монастырей, объединяя их в небольшой подпольный монастырь. Об этом рассказывали полтавские старожилы и вспоминали бывшие козельщанские насельницы.

27 февраля 1938 г. власти выдали ордер на ее арест, но сразу осуществить это им не удалось – верные люди матушку тщательно перепрятывали. Однако донос иуды-предательницы сделал свое дело, и 18 марта матушку все-таки отправили в тюрьму. Следует отметить, что в то время был Великий Пост. 63-летняя игумения держалась в тюрьме с глубокой человеческой порядочностью и высоким христианским достоинством. Ее ответы на допросах были четкие и бескомпромиссные. Старожилы вспоминали, что преподобномученицу особенно жестоко пытали – ей даже вырезали на груди крест.

2 июня 1938 г. состоялся большой групповой расстрел духовенства г. Полтавы во главе с епископом Митрофаном (Русиновим). Среди почти четырех десятков «приговоренных» значилась и игумения Олимпиада (Вербецкая)[7].

Исследователь раннего периода гонений С. П. Мельгунов отмечает важный факт: «Пусть рассказы о физических пытках типа испанской инквизиции будут всегда и везде преувеличены – нашему сознанию не будет легче от того, что русские пытки двадцатого века менее жестоки, менее бесчеловечны». Тем более, что пытки были часто и более жестокими, и более бесчеловечными, даже в сравнении с приукрашенными и преувеличенными рассказами о той же испанской инквизиции. Тот же автор не без оснований говорит о «мрачном средневeковье XX вeка».

В материалах следственной комиссии по расследованиям зверств большевиков находим скупые записи: «трупы с отрубленными руками и размозженными костями и оторванными головами», «с переломленными челюстями, с отрезанными половыми органами». В Кобеляках – небольшом уездном городке Полтавской губернии – таких трупов обнаружено 69 (!!!), в другом уездном городе – 20. А в Харькове найдено 18 тел 70-летних монахов; с 75-летнего архимандрита Родиона сняли скальп…[8]

Десятки тысяч известных поименно, и еще более неизвестных подвижников засвидетельствовали истинность христианской веры и жизни ради Христа.

И здесь, вероятно, уместным будет вспомнить слова Фридриха Энгельса, который писал: «Террор – бесполезная жестокость, осуществляемая людьми, которые сами боятся». Пришедшие к власти безбожники настолько боялись Бога, что прибегали именно к террору, стремясь уничтожить все, что только с Богом связано, и всех, служащих Богу. И новые вожди нового государства, панически боясь, не стыдились, однако, утверждать, что они именно воют по принципам, прямо противоположным Евангельским. Например, в одной из листовок самого раннего послереволюционного времени, изданной в г. Моршанске, указано: «Товарищи! Нас бьют по одной щеке, мы это возвращаем сторицей и даем удар по всей физиономии»[9]. Как говорится, комментарии излишни…

И так, как мученики древности, новые мученики XX в. могли переносить страдания силой и действием Иисуса Христа. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе», – говорит апостол Павел (Флп. 4:13). То же говорили мученики первых веков. То же подтвердили и мученики века прошлого. Глубина христианства постигается опытом. Невозможно построить ряд теоретических положений, которые бы «подтвердили» истинность христианства, – Христом нужно жить. И именно опытный путь всегда для христиан был предпочтительным. Мученики вполне подтвердили истинности христианства, его жизненность и реальность.

Дорогие слушатели! Трагические страницы церковной истории не закрыты. Мы, изучая прошлые и, кажется, давно минувшие дела, наблюдаем некоторые параллели с современным состоянием. Вспоминая попытки построить «рай на земле» без Бога, мы должны со всей силой нашего пастырского слова предостеречь от повторения этой трагической ошибки, стоившей тысяч и сотен тысяч жизней, повлекшей разрушение рукотворных храмов и нерукотворенных храмов человеческих душ.

Воистину, гонители посрамили сами себя, ведь забыли, что Церковь – Тело Христово (1 Кор. 12:27), Глава Которого – Христос (Кол. 1:18) – победил смерть своею смертию. И Церковь потому, пройдя через кажущееся мучительное умирание кровавых и бескровных гонений и принеся в жертву Богу «красный плод» новых мучеников, воскресла с новыми силами, для новой жизни (сравн. Рим. 6:5).

Не следует унывать, видя силу и активность врагов Церкви. Господь, предупреждавший нас о скорбях от мира, утверждает: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Эти неложные слова Господни да послужат утешением и опорой всем нам, призванным быть христианами в нынешнее непростое время!

Священномученик Андроник (Никольский) в самый разгар гонений писал с удивительным мужеством и оптимизмом: «…Будем своим твердым, ясным, уверенным словом раскрывать людям правильное отношение к жизни и прежде всего к покаянию, после которого всё от Бога нам возвратится с лихвою... Ободряйте всех и примиряйте озлобленных с жизнью, вливайте в них начала светлой жизни по Евангелию Христа. Наше дело – собирать стадо Христово, организовать живые церковно-народные силы по приходам, чтобы разочаровавшиеся во всяких партиях люди, здесь, в Церкви, и среди верующих, нашли живую пристань и добрый покой. Воскреснет душа народная!»[10]. Такому оптимизму и трудолюбию всем христианам также следует поучиться у мучеников XX в.

Митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) в самом начале ХХ века сказал: «Размышляя о вступлении нашем в новый, двадцатый век... мы невольно останавливаемся на сочетании в жизни и истории начал временного и вечного, изменяемого и неизменяемого... Времена идут и сменяются, а Богом установленные основы церковного строя и жизни остаются неизменными. В этом неизменном начале Божиих глаголов и повелений и заключается высший разум жизни, без которого она была бы бессмысленна и ничтожна»[11].

Эти слова были произнесены 14 января 1901 г. при вручении архиерейского жезла только что посвященному в сан епископу Гермогену (Долганову) – будущему священномученику Гермогену Тобольскому. А вместе с митрополитом Антонием рукоположение святого Гермогена совершали еще двое святых – митрополит Московский Владимир (Богоявленский), будущий сщмч. Владимир Киевский, и епископ Гдовский Вениамин (Казанский), будущий сщмч. митрополит Петроградский.

Совпадение, – скажут некоторые. Я же вижу в этом событии глубоко знаменательное действие Промысла Божия. Показательно, что двадцатый век начался для нашей Церкви с рукоположения будущего мученика двумя другими будущими мучениками. И это рукоположение совершилось, сопровождаемое точными и как бы пророческими словами мудрого иерарха.

«Вследствие краткого исповедания (имени Христа) прекращаются бедствия, начинается радость, открывается царство, оставляется наказание, изгоняется смерть, является жизнь… Мученичество всегда высоко и важно, но особенно оно важно теперь, когда сам мир приходит в разрушение, когда отчасти поколебалась вселенная, когда изнемогающая природа представляет свидетельства последнего разрушения»[12], – засвидетельствовал святой Киприан Карфагенский, сам претерпевший мучения за Христа. И именно в дни нравственного распада нашего мира, дни «колебания вселенной», подвиг мучеников и освящает, и учит, и направляет многих. Главная ценность подвига новомучеников XX века для нас состоит в сиянии среди их страданий «неизменного начала Божиих глаголов и повелений».

Наши современники, привыкшие жить среди множества житейских забот, с одной стороны, и среди достаточного все возрастающего уровня комфорта, с другой, все чаще перестают видеть Свет Истины Христовой. Да, смену времен они видят. Да, они живо интересуются политикой и светской хроникой. Достаточно многие не чужды даже и интереса к искусству… Но Вечного они не видят.

Более того: принимая в общих чертах нечто из морального учения христианского, наши современники воспринимают само христианство как нечто фантастическое, Библию – как набор аллегорий, кодов и шифров, Евангельского Христа – как метафору, красивый вымысел или (в лучшем случае) одного из гуру, жития святых – как легендарные рассказы о чем-то совершенно недостижимом. Христианство для современника дереализовано, оно – в давнопрошедшем времени, plusquamperfectum.

Подвиг же новых мучеников XX в. – людей, совершенно похожих на нас, часто наших предков или родственников, убеждает современное общество в обратном: Христианство – реально, свидетельствуют мученики, и заповеди Божии исполнимы! Библия – Слово Божие, говорят мученики, и своей кровью доказывают истинность каждого слова Священной Книги. Христос – Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14:6), утверждают мученики, и тот, кто крестился и облекся во Христа (Гал. 3:27), кто верует во Христа, тот Им живет (Рим. 1:17). Жития святых, как свидетельствуют мученики XX в., – это совершенная реальность.

В этом и состоит «высший разум жизни». И в этом ценность мученического подвига. Это – наше сокровище, щедро дарованное нам Богом.

Митрополит Полтавский и Миргородский Филипп,

председатель Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ

Источник: Священномученик Володимир (Богоявленський) і початок гонінь на Православну Церкву в XX столітті. Матеріали Міжнародної наукової конференції (7–8 лютого 2018 р.) / Ред. та упоряд. С. В. Шумило / Свята Успенська Києво-Печерська Лавра, Національний Києво-Печерський історико-культурний заповідник, Київська духовна академія і семінарія, Міжнародний інститут афонської спадщини – К., 2019.


  • [1] Мельгунов С. П. Красный террор в России. 1918–1923. Нью-Йорк, 1979. С. 95.
  • [2] Мельгунов С. П. Указ. соч. С. 129.
  • [3] Там же.
  • [4] Некролог. Высокопреосвященный митрополит Киевский Владимир // Церковные ведомости. 1918. № 5.
  • [5] Копия следственного дела епископа Василия (Зеленцова) // Архив Управления Полтавской епархии УПЦ.
  • [6] Копия «Следственного дела об убийстве монахов Мгарского Преображенского могнастыря» // Архив Управления Полтавской епархии УПЦ.
  • [7] Олимпиада (Вербецкая), игумения Козельщинского монастыря // Pravoslavie.poltava.ua: cетевой журнал. Официальный сайт Полтавской епархии УПЦ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://pravoslavie.poltava.ua/ru/svyatyni-i-svyatye/svyatye-ugodniki-bozhii/olimpiada-verbetskaya-igumeniya-kozelshchinskogo-monastyrya (Дата обращения: 07.01.2018).
  • [8] Мельгунов С. П. Указ. соч. С. 92.
  • [9] Там же. С. 25.
  • [10] Андроник (Никольский). Творения. Книга I. Статьи и заметки // Profilib: Электронная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://profilib.net/chtenie/102601/andronik-nikolskiy-tvoreniy-kniga-i-stati-i-zametki-11.php [дата обращения: 07.01.2018].
  • [11] Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ в. Священномученик Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский // Biblioclub.ru: Электронная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=dict&termin=120826 (Дата обращения: 07.01.2018).
  • [12] Киприан Карфагенский, сщмч. Книга о похвале мученичеству к Моисею, Максиму и другим исповедникам // Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных, издаваемая при Киевской духовной академии. Кн. 2. Ч. 2. К., 1879. С. 348.

База данных репрессированных 

Обновления в Базе данных репрессированных
Последние публикации
В Сумской епархии в лике местночтимых святых прославили преподобномученика Аристарха (Ситало)

В Сумской епархии в лике местночтимых святых прославили преподобномученика Аристарха (Ситало)

Заупокойные молитвы по погибшим в Бабьем Яру

Заупокойные молитвы по погибшим в Бабьем Яру

Православне духовенство та порятунок єврейського населення від Голокосту

Православне духовенство та порятунок єврейського населення від Голокосту

Вітальні слова учасникам круглого столу «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»

Вітальні слова учасникам круглого столу «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»

Програма наукового круглого столу на тему «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»

Програма круглого столу «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»

Представники Центру Новомучеників взяли участь в роботі Міжнародної конференції «Биківня – від території смерті до місця пам’яті»

Представники Центру Новомучеників взяли участь в роботі Міжнародної конференції «Биківня – від території смерті до місця пам’яті»

Анонс: Круглий стіл до 80-х роковин трагедії Бабиного Яру в Києві

Анонс: Круглий стіл до 80-х роковин трагедії Бабиного Яру в Києві

У Кривому Розі молитовно вшанували пам’ять Собору новомучеників і сповідників Єкатеринославських

У Кривому Розі молитовно вшанували пам’ять Собору новомучеників і сповідників Єкатеринославських

У Кропивницькому СІЗО, де терпіли гоніння на віру і Церкву новомученики, освячено молитовну кімнату

У Кропивницькому СІЗО, де терпіли гоніння на віру і Церкву новомученики, освячено молитовну кімнату

В Житомирській єпархії у лику місцевошанованих святих прославили архієпископа Євменія (Хорольського)

В Житомирській єпархії у лику місцевошанованих святих прославили архієпископа Євменія (Хорольського)