Просвещенный ХХ век и торжество мучеников

Просвещенный ХХ век… Мы привыкли к такому словосочетанию настолько, что уже не особенно стараемся глубоко вникать в его смысл. Но действительно: именно ХХ век во многом стал для человечества переломным. Как в науке, так и в образе жизни, в политике и экономике, в человеческих взаимоотношениях – во всем произошли изменения, значение которых превосходит все известные прежде.

В течение всего ХХ в. шла череда освободительных войн, революций и социальных преобразований, вызвавших к жизни новые государства; многие народы впервые получили право жить свободно, в условиях национальной государственности; была полностью уничтожена унизительная система колониализма, расовой дискриминации и сегрегации. Система образования позволила приобщиться к сокровищнице мировой культуры миллионам людей.

В ХХ в. наука сделала великие шаги вперед. Покорен космос и глубины океана. Созданы лекарственные препараты и найдены методы лечения, позволившие практически полностью победить ужасные болезни, уносившие десятки и сотни тысяч жизней. Была определена сначала структура ДНК, а затем сделаны шаги к расшифровке генома человека. Человечество обрело власть над ядерными процессами. За считанные часы человек может переместиться на огромные расстояния.

В области бытовой за истекшее столетие случились изменения практически революционные. Доля работы, выполняемой за счет физической силы человека, сократилась почти в 100 раз. Жилище человека из места утомительной домашней работы стало местом отдыха, участком комфорта и уюта. Техника, в т.ч. с элементами искусственного интеллекта, стала обычным явлением в быту.

Однако, как ни странно на первый взгляд, именно просвещенный ХХ в. был ознаменован появлением на политической арене Гитлера и подобных ему лидеров. Тоталитарные и авторитарные режимы возникли и достаточно длительное время существовали во многих странах. Две ужасных мировых войны унесли десятки миллионов жизней, а множество локальных конфликтов в течение всего ХХ в. потрясали планету, и число их жертв вполне сравнимо с числом жертв успешно побежденных чумы, оспы, холеры, если не превосходит их…

На мой взгляд, появление указанных ужасных явлений именно в просвещенном ХХ веке не случайно. Человечество, достигнув многого, начало словно пьянеть от собственных достижений. Некоторым людям начало казаться, что они в состоянии построить рай на земле – собственными силами и, разумеется, без Бога. И так мы вплотную подходим к важнейшему вопросу – вопросу отношения «просвещенного человечества» и Бога, Который, как мы веруем, не только сотворил все, но и заботится о Своем творении.

Несмотря на периоды внешнего спокойствия и благоденствия, Святая Церковь, как Царство «не от мира сего» (Ин. 18:36) никогда не пребывала в полном благополучии. Об этом говорил Господь наш Иисус Христос, предупреждая нас: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33). Также Священное Писание свидетельствует: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Почему? Потому что, по свидетельству Писания, «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19). Свидетельствует Господь: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20).

Эти слова вполне и совершенно истинны. Между тем, в современном мире все чаще звучит мысль о том, что будто бы время гонений ушло, и теперь христианство может мирно сосуществовать с миром, а мир почти с симпатией воспринимает хотя бы некоторые христианские идеи.

Это – страшная ошибка. Внешне преобразованный и просвещенный мир все же противится благовестию. Хотя сейчас в Европе уже не убивают христиан за то, что они христиане, но это еще не свидетельствует о благополучии. Тем более, что присутствующим хорошо известно об убийствах христиан вне Европы…

Однако благополучная и просвещенная Европа сегодня стремится забыть многое. В частности, особенный по смыслу и выдающийся по значению подвиг мучеников XX в. сегодня во многих «просвещенных странах» почти не известен. Между тем, этот подвиг является драгоценным сокровищем для христиан века нынешнего.

ХХ в. – век тысячелетия крещения Руси, стал в то же время эпохой жестоких гонений на Православную Церковь и на все, связанное с именем Христовым. Разрушение и осквернение храмов, поругание святынь, издевательства над верующими и убийства ни в чем не повинных людей – все это явило собой картину крестного пути Христова, которому последовали тысячи православных людей, оружием которых была их вера. Среди них архиереи и священники, монашествующие и миряне, люди разных сословий, мужчины, женщины и дети. Православная Церковь принесла Христу плод своих голгофских страданий – великий сонм святых мучеников и исповедников ХХ в.

Именно ХХ в. был ознаменован ужасными гонениями на Церковь, происходившими в течение практически 75 лет в бывшем Советском Союзе. Жителям просвещенной Европы сложно представить то, что происходило совсем рядом – кажется, такого просто не может быть. Ну, возможно, так было во времена Нерона и Диоклетиана… но не в просвещенном ХХ веке! Наш слух, привыкший к сообщениям о террористических актах и войнах, уже, кажется, ничем не удивить. Но в прошлом веке гонения на христиан достигли такого размаха, который действительно сравним разве только с гонениями времен первохристианских.

Было даже страшнее, чем можно рассказать и представить. Я хотел бы обратить внимание присутствующих на историю гонений ХХ в. для того, чтобы мы вместе смогли сделать некоторые выводы.

Важно, что именно Церковь и верующие люди становились объектом гонений и преследования в первую очередь. Обратим внимание на речь кровавого большевицкого командира Муравьева, где он описывает свои зверства в Киеве: «Мы идем с огнем и мечом, устанавливаем советскую власть: ... Я занял город, бил по дворцам и церквам, по попам, по монахам, никому не давал пощады»[1]. Именно так: сразу после дворцов — церкви, а среди людей первыми и единственными целями названы священники и монахи!

Уже было сказано, что гонения прошлого века были поистине ужасны. Есть, например, свидетельства, что «в Воронеже пытаемых сажали голыми в бочки, утыканные гвоздями, и катали. На лбу выжигали пятиугольную звезду; священникам надевали на голову венок из колючей проволоки… В Полтаве и Кременчуге всех священников сажали на кол». Полтава была известна тем, что здесь мучениями руководил некто Григорий, вошедший в историю под уничижительным прозвищем «блудницы». При участии этого садиста в Полтаве в один день посадили на кол 18 монахов[2].

«В Екатеринославе предпочитали распятие и побивание камнями. Формы издевательств и пыток неисчислимы. В Киеве жертву клали в ящик с разлагающимися трупами, над ней стреляли, потом объявляли, что похоронят в ящике заживо. Ящик зарывали, через полчаса снова открывали и... тогда производили допрос. И так делали несколько раз подряд. Удивительно ли, что люди действительно сходили с ума»[3].

Казни и пытки, перенесенные святыми новомучениками, сложно выразить словами.

Вспомним о священномученике Владимире (Богоявленском), митрополите Киевском. 25 января 1918 г. вечером пятеро вооружённых солдат во главе с матросом пришли за митрополитом Владимиром. Когда убийцы вывели митрополита из автомобиля и остановились на площадке, то архипастырь-мученик попросил у них времени помолиться Богу. Один из убийц сказал: «Но только поскорее»! Митрополит воздел руки кверху и сказал: «Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и приими дух мой с миром», – потом он благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: «Господь вас благословляет и прощает». И после этого, когда митрополит ещё не успел опустить рук, послышались три выстрела, и митрополит упал. Убийцы подошли к своей жертве и уже в лежащего сделали несколько выстрелов.

Акт медицинского осмотра тела убиенного митрополита показывает, что архипастыря-мученика расстреливали разрывными пулями и кололи холодным оружием. Медицинское освидетельствование зафиксировало несколько огнестрельных ран, из которых две – в висок и в грудь (разрывными пулями) – были смертельными, и многочисленные удары штыками — в живот, в затылок, в область рта[4].

Вспомним о Полтавском священномученике Василии (Зеленцове), епископе Прилукском. Будучи викарием Полтавской епархии, Владыка регулярно совершал богослужения в Свято-Троицком храме г. Полтавы. Проникновенные проповеди пастыря на каждом богослужении, его духовные беседы, проходившие в каждое воскресение и в праздники вечером в Свято-Троицком храме, а также его пламенные молитвы привлекали в храм множество людей, причем не только православных, но даже иноверцев.

Любовь к ближнему была образом жизни Владыки Василия: он пешком обходил окраины, помогая нуждающимся, причем помощь эта была совершенно без различия национальности и веры. Знали, например, многих баптистов, католиков и евреев, которым любвеобильный пастырь помог в трудную минуту. Своей пастве Святитель отдавал все, порой последнее. Своими кротостью и смирением, равно и духовной мудростью, он так воздействовал на людей, что многие, откровенно заблуждавшиеся до того в вопросах веры, невольно признавали: «Вот это действительно христианин!»

Впоследствии даже один из палачей священномученика Полтавского Василия (Зеленцова), чекист Линде, заявил: «Как служителя культа и как врага советской власти, я Вас с удовольствием расстрелял бы, но признаюсь, что я уважаю Вас, как человека убежденного и стойкого».

Только Бог знает, каковы были последние дни священномученика. Согласно официальным данным, узника Зеленцова расстреляли на Лубянке 7 февраля 1930 г. (по другим, неофициальным, данным – это произошло в Страстной Четверг) и похоронили в безызвестной могиле на Ваганьковском кладбище. Однако существуют свидетельства, согласно которым епископа Василия сбросили живым на цементный пол тюрьмы с верхнего ее этажа, на окровавленное тело мученика спустили собак, а обглоданные собаками кости выбросили в выгребную яму…[5]

Одним из выдающихся монастырей Православной Украины является Мгарский Спасо-Преображенский монастырь, основанный в 1619 г. самоотверженным защитником Православия, выдающимся церковным деятелем митрополитом Исаией (Копинским), в то время игуменом Густынским и Подгорским, на средства княгини Раины Вишневецкой. От самого своего основания Мгарский монастырь играл выдающуюся роль в духовной жизни Украины, всегда оставаясь твердыней Православия. С Мгарской обителью связаны славные деяния и имена защитников веры Православной, в т.ч. – святителей Афанасия, патриарха Цареградского и Иоасафа, епископа Белгородского, Константинопольского патриарха Серафима (Анина), Киевских митрополитов Исайи (Копинского) и Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), архимандрита Мелхиседека (Значко-Яворского), сына Богдана Хмельницкого Юрия, в постриге Гедеона, гетмана Ивана Самойловича и многих других.

В ХХ в. Господь воздвиг сонм новых молитвенников за славную обитель, ею воспитанных – преподобномучеников Мгарских: игумена Амвросия и с ним шестнадцать братий. 1 августа 1919 г. после грабежа и бесчинств в монастыре, большевики, разделив их на несколько групп, расстреляли на разных участках Пирятинской дороги. Впоследствии иеродиакон Исаакий, которому удалось выжить, дал следующие показания: «Стреляли они по монахам почти в упор. Находился я во второй партии и после залпа упал, притворившись убитым. После того с меня сняли сапоги и пошли дальше, приняв меня за убитого». Иеродиакон Евсевий говорил: «Из нашей группы было убито пять человек, а остальные спаслись, упав на землю и притворившись убитыми <…>, стреляли они в нас шагах в четырех, не больше». Монах Христиан показал на следствии: «Находился я в третьей группе. Когда произвели в нас залп, я упал на землю и притворился убитым. Перед уходом они хотели снять сапоги, но, найдя их плохими, оставили. Я даже не был ранен». В последней группе из восьми человек был чудом спасшийся иеромонах Феофил. Он свидетельствовал: «Нас также провели около одной версты, а затем остановили, отвели в канаву и произвели в нас залп из винтовок на расстоянии пяти шагов от нас. Когда после первого залпа мы попадали на землю, то они произвели несколько выстрелов по лежавшим и, не проверяя, кто убит, спешно пошли дальше»[6].

В это же время пострадал и святой преподобномученик Нил Полтавский – казначей Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. Очевидцы вспоминали, что над отцом Нилом, человеком уже не молодым, чекисты очень издевались. Они привязывали его к лошади и тянули по земле, на лошадь же якобы посадили монахиню и заставили погонять. Во время этой жуткой процессии смиренный страдалец громко читал Символ веры, как бы исповедуя, что все эти страдания он переносит именно за веру во Христа. На газетной фотографии, дошедшей до наших дней, неплохо видно тело убитого мученика. На его груди верёвка, связанная в петлю. 17 июля отец Нил вместе с двумя неизвестными был выведен в лес возле с. Россошенец и там все трое расстреляны.

Вскоре отряды белогвардейцев изгнали из Полтавы большевиков. Судебным следователем по важнейшим делам Войцеховским и уездным врачом Голицыным был произведем судебно-медицинский осмотр тел расстрелянных чрезвычайкой иеромонаха Нила и двух неизвестных мужчин, похороненых с ним в одной могиле. Было обнаружено, что у отца Нила правая рука в нижней части локтевой кости вывихнута и раздроблена, на теле кровоподтеки, грудь прострелена.

На следующий день, при большом стечении народа, измученное и изуродованное тело невинного страдальца монастырской братией во главе с игуменом Алипием было крестным ходом перенесено в монастырь и погребено на монастырском кладбище.

Большую роль в духовной жизни Полтавского края играл Рождества пресвятой Богородицы женский монастырь. Основан он был в конце XIX в. и связано это было с чудом исцеления юной Марии Капнист от Козельщанской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. После 1917 г. земля и часть имущества монастыря были национализированы. Осенью 1929 г. монастырь закрыли. Среди белого дня группы комсомольцев на подводах подъехали к обители и, возбужденные энтузиазмом, дочиста обобрали монашеские келии и наспех расхватали монастырское имущество. Монахинь согнали всех вместе и вывезли, а потом частично распустили.

Судьба же настоятельницы обители – преподобномученицы игумении Олимпиады (Вербецкой) была очень нелегкой и оборвалась трагически. Очевидно, что пожилая, утомленная годами и великими трудами настоятельница могла в то время избрать для себя относительно тихий способ жизни: уйти «на покой» и прожить остаток дней своих в одном из ближайший небольших поселений или на родине, зарабатывая «на хлеб насущный», но неутомимая Христова исповедница взяла в свои руки тяжелый крест исповедничества Христовой веры.

Сначала ей пришлось претерпеть голод 1933 г., потом – перенести скитания по людям. Наконец, она перебралась в Полтаву, где тайно квартировалась у знакомых, – тех, кто знал и уважал матушку, было немало. Попав в областной город, она начала собирать вокруг себя православных женщин, опекать монахинь из разоренных монастырей, объединяя их в небольшой подпольный монастырь. Об этом рассказывали полтавские старожилы и вспоминали бывшие козельщанские насельницы.

27 февраля 1938 г. власти выдали ордер на ее арест, но сразу осуществить это им не удалось – верные люди матушку тщательно перепрятывали. Однако донос иуды-предательницы сделал свое дело, и 18 марта матушку все-таки отправили в тюрьму. Следует отметить, что в то время был Великий Пост. 63-летняя игумения держалась в тюрьме с глубокой человеческой порядочностью и высоким христианским достоинством. Ее ответы на допросах были четкие и бескомпромиссные. Старожилы вспоминали, что преподобномученицу особенно жестоко пытали – ей даже вырезали на груди крест.

2 июня 1938 г. состоялся большой групповой расстрел духовенства г. Полтавы во главе с епископом Митрофаном (Русиновим). Среди почти четырех десятков «приговоренных» значилась и игумения Олимпиада (Вербецкая)[7].

Исследователь раннего периода гонений С. П. Мельгунов отмечает важный факт: «Пусть рассказы о физических пытках типа испанской инквизиции будут всегда и везде преувеличены – нашему сознанию не будет легче от того, что русские пытки двадцатого века менее жестоки, менее бесчеловечны». Тем более, что пытки были часто и более жестокими, и более бесчеловечными, даже в сравнении с приукрашенными и преувеличенными рассказами о той же испанской инквизиции. Тот же автор не без оснований говорит о «мрачном средневeковье XX вeка».

В материалах следственной комиссии по расследованиям зверств большевиков находим скупые записи: «трупы с отрубленными руками и размозженными костями и оторванными головами», «с переломленными челюстями, с отрезанными половыми органами». В Кобеляках – небольшом уездном городке Полтавской губернии – таких трупов обнаружено 69 (!!!), в другом уездном городе – 20. А в Харькове найдено 18 тел 70-летних монахов; с 75-летнего архимандрита Родиона сняли скальп…[8]

Десятки тысяч известных поименно, и еще более неизвестных подвижников засвидетельствовали истинность христианской веры и жизни ради Христа.

И здесь, вероятно, уместным будет вспомнить слова Фридриха Энгельса, который писал: «Террор – бесполезная жестокость, осуществляемая людьми, которые сами боятся». Пришедшие к власти безбожники настолько боялись Бога, что прибегали именно к террору, стремясь уничтожить все, что только с Богом связано, и всех, служащих Богу. И новые вожди нового государства, панически боясь, не стыдились, однако, утверждать, что они именно воют по принципам, прямо противоположным Евангельским. Например, в одной из листовок самого раннего послереволюционного времени, изданной в г. Моршанске, указано: «Товарищи! Нас бьют по одной щеке, мы это возвращаем сторицей и даем удар по всей физиономии»[9]. Как говорится, комментарии излишни…

И так, как мученики древности, новые мученики XX в. могли переносить страдания силой и действием Иисуса Христа. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе», – говорит апостол Павел (Флп. 4:13). То же говорили мученики первых веков. То же подтвердили и мученики века прошлого. Глубина христианства постигается опытом. Невозможно построить ряд теоретических положений, которые бы «подтвердили» истинность христианства, – Христом нужно жить. И именно опытный путь всегда для христиан был предпочтительным. Мученики вполне подтвердили истинности христианства, его жизненность и реальность.

Дорогие слушатели! Трагические страницы церковной истории не закрыты. Мы, изучая прошлые и, кажется, давно минувшие дела, наблюдаем некоторые параллели с современным состоянием. Вспоминая попытки построить «рай на земле» без Бога, мы должны со всей силой нашего пастырского слова предостеречь от повторения этой трагической ошибки, стоившей тысяч и сотен тысяч жизней, повлекшей разрушение рукотворных храмов и нерукотворенных храмов человеческих душ.

Воистину, гонители посрамили сами себя, ведь забыли, что Церковь – Тело Христово (1 Кор. 12:27), Глава Которого – Христос (Кол. 1:18) – победил смерть своею смертию. И Церковь потому, пройдя через кажущееся мучительное умирание кровавых и бескровных гонений и принеся в жертву Богу «красный плод» новых мучеников, воскресла с новыми силами, для новой жизни (сравн. Рим. 6:5).

Не следует унывать, видя силу и активность врагов Церкви. Господь, предупреждавший нас о скорбях от мира, утверждает: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Эти неложные слова Господни да послужат утешением и опорой всем нам, призванным быть христианами в нынешнее непростое время!

Священномученик Андроник (Никольский) в самый разгар гонений писал с удивительным мужеством и оптимизмом: «…Будем своим твердым, ясным, уверенным словом раскрывать людям правильное отношение к жизни и прежде всего к покаянию, после которого всё от Бога нам возвратится с лихвою... Ободряйте всех и примиряйте озлобленных с жизнью, вливайте в них начала светлой жизни по Евангелию Христа. Наше дело – собирать стадо Христово, организовать живые церковно-народные силы по приходам, чтобы разочаровавшиеся во всяких партиях люди, здесь, в Церкви, и среди верующих, нашли живую пристань и добрый покой. Воскреснет душа народная!»[10]. Такому оптимизму и трудолюбию всем христианам также следует поучиться у мучеников XX в.

Митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) в самом начале ХХ века сказал: «Размышляя о вступлении нашем в новый, двадцатый век... мы невольно останавливаемся на сочетании в жизни и истории начал временного и вечного, изменяемого и неизменяемого... Времена идут и сменяются, а Богом установленные основы церковного строя и жизни остаются неизменными. В этом неизменном начале Божиих глаголов и повелений и заключается высший разум жизни, без которого она была бы бессмысленна и ничтожна»[11].

Эти слова были произнесены 14 января 1901 г. при вручении архиерейского жезла только что посвященному в сан епископу Гермогену (Долганову) – будущему священномученику Гермогену Тобольскому. А вместе с митрополитом Антонием рукоположение святого Гермогена совершали еще двое святых – митрополит Московский Владимир (Богоявленский), будущий сщмч. Владимир Киевский, и епископ Гдовский Вениамин (Казанский), будущий сщмч. митрополит Петроградский.

Совпадение, – скажут некоторые. Я же вижу в этом событии глубоко знаменательное действие Промысла Божия. Показательно, что двадцатый век начался для нашей Церкви с рукоположения будущего мученика двумя другими будущими мучениками. И это рукоположение совершилось, сопровождаемое точными и как бы пророческими словами мудрого иерарха.

«Вследствие краткого исповедания (имени Христа) прекращаются бедствия, начинается радость, открывается царство, оставляется наказание, изгоняется смерть, является жизнь… Мученичество всегда высоко и важно, но особенно оно важно теперь, когда сам мир приходит в разрушение, когда отчасти поколебалась вселенная, когда изнемогающая природа представляет свидетельства последнего разрушения»[12], – засвидетельствовал святой Киприан Карфагенский, сам претерпевший мучения за Христа. И именно в дни нравственного распада нашего мира, дни «колебания вселенной», подвиг мучеников и освящает, и учит, и направляет многих. Главная ценность подвига новомучеников XX века для нас состоит в сиянии среди их страданий «неизменного начала Божиих глаголов и повелений».

Наши современники, привыкшие жить среди множества житейских забот, с одной стороны, и среди достаточного все возрастающего уровня комфорта, с другой, все чаще перестают видеть Свет Истины Христовой. Да, смену времен они видят. Да, они живо интересуются политикой и светской хроникой. Достаточно многие не чужды даже и интереса к искусству… Но Вечного они не видят.

Более того: принимая в общих чертах нечто из морального учения христианского, наши современники воспринимают само христианство как нечто фантастическое, Библию – как набор аллегорий, кодов и шифров, Евангельского Христа – как метафору, красивый вымысел или (в лучшем случае) одного из гуру, жития святых – как легендарные рассказы о чем-то совершенно недостижимом. Христианство для современника дереализовано, оно – в давнопрошедшем времени, plusquamperfectum.

Подвиг же новых мучеников XX в. – людей, совершенно похожих на нас, часто наших предков или родственников, убеждает современное общество в обратном: Христианство – реально, свидетельствуют мученики, и заповеди Божии исполнимы! Библия – Слово Божие, говорят мученики, и своей кровью доказывают истинность каждого слова Священной Книги. Христос – Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14:6), утверждают мученики, и тот, кто крестился и облекся во Христа (Гал. 3:27), кто верует во Христа, тот Им живет (Рим. 1:17). Жития святых, как свидетельствуют мученики XX в., – это совершенная реальность.

В этом и состоит «высший разум жизни». И в этом ценность мученического подвига. Это – наше сокровище, щедро дарованное нам Богом.

Митрополит Полтавский и Миргородский Филипп,

председатель Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ

Источник: Священномученик Володимир (Богоявленський) і початок гонінь на Православну Церкву в XX столітті. Матеріали Міжнародної наукової конференції (7–8 лютого 2018 р.) / Ред. та упоряд. С. В. Шумило / Свята Успенська Києво-Печерська Лавра, Національний Києво-Печерський історико-культурний заповідник, Київська духовна академія і семінарія, Міжнародний інститут афонської спадщини – К., 2019.


  • [1] Мельгунов С. П. Красный террор в России. 1918–1923. Нью-Йорк, 1979. С. 95.
  • [2] Мельгунов С. П. Указ. соч. С. 129.
  • [3] Там же.
  • [4] Некролог. Высокопреосвященный митрополит Киевский Владимир // Церковные ведомости. 1918. № 5.
  • [5] Копия следственного дела епископа Василия (Зеленцова) // Архив Управления Полтавской епархии УПЦ.
  • [6] Копия «Следственного дела об убийстве монахов Мгарского Преображенского могнастыря» // Архив Управления Полтавской епархии УПЦ.
  • [7] Олимпиада (Вербецкая), игумения Козельщинского монастыря // Pravoslavie.poltava.ua: cетевой журнал. Официальный сайт Полтавской епархии УПЦ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://pravoslavie.poltava.ua/ru/svyatyni-i-svyatye/svyatye-ugodniki-bozhii/olimpiada-verbetskaya-igumeniya-kozelshchinskogo-monastyrya (Дата обращения: 07.01.2018).
  • [8] Мельгунов С. П. Указ. соч. С. 92.
  • [9] Там же. С. 25.
  • [10] Андроник (Никольский). Творения. Книга I. Статьи и заметки // Profilib: Электронная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://profilib.net/chtenie/102601/andronik-nikolskiy-tvoreniy-kniga-i-stati-i-zametki-11.php [дата обращения: 07.01.2018].
  • [11] Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ в. Священномученик Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский // Biblioclub.ru: Электронная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=dict&termin=120826 (Дата обращения: 07.01.2018).
  • [12] Киприан Карфагенский, сщмч. Книга о похвале мученичеству к Моисею, Максиму и другим исповедникам // Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных, издаваемая при Киевской духовной академии. Кн. 2. Ч. 2. К., 1879. С. 348.

База данных репрессированных 

Обновления в Базе данных репрессированных
Даценко Георгий, убиенный протоиерей

Даценко Георгий Павлович

Оставить отзыв
Дата рождения:
21 апреля 1869 г.
Место рождения:
с. Новопавловка, Павлоградский уезд, Екатеринославская губерния
Сан или должность:
Протоирей
Образование:

Духовная семинария 

Служение:

Екатеринославская губерния, Александровский уезд, с. Балабино-Петровское 

Петро-Павловская церковь 

священник

 

Екатеринославская губерния, Александровский уезд, с. Вознесеновка

священник 

 

Екатеринославская губерния, Павлоградский уезд, с. Орловщина 

Покровская церковь

священник 

Аресты:

4 января 1938 г., с. Орловщина Павлоградского уезда Екатеринославской губернии - по обвинению в том, что был участником польской контрреволюционной шпионской организации в г. Новомосковске, проводил контрреволюционную пропаганду против советской власти, принял задание по созданию контрреволюционного повставческого центра. 

Осуждения:

27 марта 1938 г. - осужден по первой категории (протокол № 50). Обвинялся в преступлениях, предусмотренных статьями 54-б, 54-10, ч.2 и 54-11 Уголовного Кодекса УССР. 

Кончина:
15 апреля 1938 г. - расстрелян.
Место захоронения :
Место массового погребения жертв репрессий на окраине г. Днепр - 9 км, Запорожское шоссе
Заявитель:

Азарова Виктория Владимировна, правнучка Даценко Георгия Павловича

Читать далее
Михаил Пухальский, убитый священник

Пухальский Михаил Павлович

Оставить отзыв
Дата рождения:
ок. 1868 г.
Место рождения:
м. Кривой Рог, Херсонский уезд, Херсонская губерния
Сан или должность:
священник
Образование:

Одесская духовная семинария (1885-1893) 

Окончил со званием студента

Служение:

Херсонская губерния, Херсонский уезд, с. Владимировка 

Николаевская церковь (сентябрь 1893 – 1 ноября 1903) 

второй священник 

 

Херсонская губерния, Херсонский уезд, м. Большая Александровка

Александро-Невская церковь (1 ноября 1903 – 28 октября 1907) 

священник 

 

Херсонская губерния, Херсонский уезд, м. Кривой Рог 

Рождество-Богородичный молитвенный дом  (28 октября 1907 – март 1918) 

священник, заведющий и законоучитель церковно-приходской школы 

Рукоположение:

Диакон, 1893 г. 

Священник, 1893 г. 

Награды:
  • набедренник (1899 г.) 
  • скуфья (1908 г.) 
Кончина:
март 1918 г. - после пыток убит вместе с супругой Марией в церковном доме местным бандитом Никитой Тетиором
Место захоронения :
кладбище у Николаевской церкви м. Кривой Рог. Могила перенесена в 1930-е гг., утрачена.
Публикации:

Божко А.А. Храм Рождества Пресвятой Богородицы (1886–2012): Исторический очерк / Алексей Алексеевич Божко. — Кривой Рог, 2012. 

Божко О.О. Життя і мученицька кончина криворізького священика Михаїла Пухальського (†1918) // Сучасні соціально-гуманітарні дискурси: Матер. IV Всеукр. наук. конфер. з міжнар. участю. (м. Дніпропетровськ, 22 березня 2014 р.): у 3-х частинах. – Д.: ТОВ «Інновація», 2014. – ч. 3. – С. 12–15. 

Заявитель:

иеромонах Митрофан (Божко)

Читать далее
Диодор Якубович, репрессированный протоиерей

Якубович Диодор Евграфович

Оставить отзыв
Дата рождения:
8 мая 1868 г.
Место рождения:
с. Татаровка, Елисаветградский уезд, Херсонская губерния
Сан или должность:
Митрофорный протоиерей
Образование:

Елисаветградское духовное училище (1880-1884) 

Одесская духовная семинария (1884-1890) 

Окончил со званием студента 

Служение:

Херсонская губерния, Херсонский уезд, с. Шестерня 

Рождество-Богородичная церковь (1890 - 21 апреля 1897) 

второй священник; старший священник. 

 

Херсонская губерния, Херсонский уезд, м. Кривой Рог 

Покровская церковь (21 апреля 1897 - 26 января 1918) 

священник, заведующий и законоучитель церковной школы

Криворожское коммерческое училище (с 1912 г.) 

законоучитель 

 

Херсонская губерния, г. Одесса

Епархиальный церковно-утварный склад при Херсоно-Одесском  епархиальном доме (с 26 января 1918) 

заведующий 

Димитриевская церковь при Херсоно-Одесском епархиальном доме (с 26 января 1918) 

священник 

Вознесенская Мещанская церковь (1920-е - 1930-е)

священник 

 

г. Одесса (1924 - 1928)  

С момента административной ссылки архиепископа Онуфрия (Гагалюка) до прибытия в Одессу архиепископа Анатолия (Грисюка) фактически осуществлял руководство епархией на месте. 

Рукоположение:

Диакон, 1890 г. 

Священник, 1890 г. 

Награды:
  • набедренник (17 декабря 1894 г.) 
  • скуфья (14 февраля 1901 г.) 
  • камилавка (6 мая 1905 г.) 
  • наперсный крест (6 мая 1913 г.) 
  • митра (до 27 декабря 1937 г.) 
Аресты:

1921 г. - по обвинению в расхищении церковного имущества;

1926 г. - по обвинению в контрреволюционной деятельности;

27 декабря 1937 г. - по обвинению в систематическом проведении контрреволюционной агитации. 

Места проживания:

На 27 декабря 1937 г. - г. Одесса, ул. Мечникова 68/1. 

Осуждения:

27 декабря 1937 г. Судебной Тройкой при УНКВД по Одесской области приговорен к расстрелу. 

Кончина:
30 декабря 1937 г. - расстрел, г. Одесса
Место захоронения :
г. Одесса
Публикации:

Божко О.О. Від ясел до Голгофи: життєвий шлях настоятеля Покровської церкви на Карнаватці протоієрея Діодора Якубовича (1868–1937) // Наддніпрянська Україна: історичні процеси, події, постаті. — 2014. — Вип. 12. — С.229–235. 

Евфросин (Билаш), архим. Одесский мартиролог: идеологический
противник не имеет национальности, пола и возраста… Часть 6.
 (Дата
публикации – 25.12.2012). 

Митрофан (Божко), иерод., Охинченко А.Ф. Покровская церковь на Карнаватке (1884–1964–1999–2014): Исторический очерк. — Кривой Рог, 2016.  

Михальченко В.А. Духовенство Одессы: 1794–1925. – Одесса, 2012. 

 

Заявитель:

иеромонах Митрофан (Божко) 

Читать далее

Яхонтов Николай Николаевич

Оставить отзыв
Дата рождения:
ок. 1874 г.
Сан или должность:
священник
Образование:

Духовная семинария

Окончил семинарию со степенью студента

Служение:

Литовская епархия, г. Ковно (1896 – 1902)

священник

Витебская губ., Городецкий у., г. Козянск (1902 – 1903)

священник 

Во время служения в Козянском приходе о.Николай построил церковно-приходскую школу, создал Общество трезвости с Уставом, утвержденным архиереем и приходское попечительство. В дошедшем до нас письме о.Николая он вспоминает о служении в этом приходе:
    "Будь я здоров — ни за что не оставил бы прихода, где чувствовал себя поистине служителем Божиим, духовным руководителем народа! А приход, — какое это обширное поле для самостоятельной деятельности пастыря?! Благодарение Господу, есть на этом поле и моя бороздка, орошенная трудовым потом... Молю Бога дать мне прежнюю силу и энергию, чтобы с пользою трудиться на новом поприще моего служения. Сижу сейчас за столом, строчу это письмо, а мыслями невольно переношусь в свой прежний приход, пред моими глазами стоит и храм...и дом, и мужички мои... с укором смотрят на меня, за что я оставил их".

Польша, Плоцкая губ., г. Серпец, 48-й Драгунский Украинский полк (1903 – 1907)
полковой священник 
 

В 1903 г. полк стоял в г. Серпеце Плоцкой губ., Польша.
Из письма отца Николая:
    "Сегодня у нас в Серпеце происходило великое церковное торжество: после заупокойной литургии крестный ход в преднесении креста, хоругвей и икон с пением Пасхального канона, направился от полковой церкви по улицам нашего богоспасаемого городка к кладбищу для того, чтобы почтить память усопших братьев наших по вере и приветствовать их с радостью о воскресшем Христе, победителе смерти. Погода благоприятствовала ходу. Певчие славно пели, чередуясь с хором трубачей, игравших "Коль славен", солдатики стояли по обоим сторонам пути и вместе с офицерами, примыкали к шествию. Неизвестно откуда набралась огромная толпа народа. Кроме военных, участвовали в ходу и чиновники городской администрации. На гарнизонном кладбище была отслужена общая панихида, после чего крестным ходом в прежнем порядке вернулись обратно в церковь...
    Оказалось, что здесь раньше крестных ходов не устраивалось вовсе. А напрасно: большинство солдатиков из русских губерний, где на Радоницу, после Литургии, совершались крестные ходы на кладбище, и их родные традиции следует, по моему мнению, поддерживать. Солдатики были рады ходу, многие из офицеров высказывали мне свое удовольствие по поводу устройства хода на кладбище".
 

227-й пехотный Балашский резервный полк (1907 – 1910)

194-й пехотный Троицко-Сергиевский полк 49-й пехотной девизии (1910 – 1917)
полковой священинк, с 1916-го — благочинный дивизии

Полк участвовал в боях на территории современной Украины (1-е и 2-е  Ковельское сражение, Августовская операция русского Юго-Западного фронта в составе Брюсиловского прорыва, взятие Галича, взятие Львова, Галич-Львовская операция, Доброноуцкое сражение (Окненский прорыв) 9-й русской армии в составе Брюсиловского прорыва, Ковельское сражение).
Всю войну 1914–1917 гг. о. Николай провел на позициях.
По воспоминаниям современников, отец Николай Яхонтов был хорошим проповедником и оратором, постоянно писал свои заметки в журнале "Вестник".

Пермь, церковь Троице-Сергиевского полка (бывшая полковая) — до 17.12.1918 г.
настоятель, протоиерей

Рукоположение:

Протоиерей (1918)

Награды:
  • набедренник (1903)
  • скуфья (17.01.1905)
  • благословение Св. Синода, с грамотою (1909)
  • камилавка (1911)
  • золотой наперсный крест на Георгиевской ленте из Кабинета Е.И.В. "за отличие в бою под городом Хырован в Галиции в декабре 1914 г." (02.07.1915)
  • орден Св.Владимира 4-й ст. с мечами "за отличие в бою под городом Хырован в Галиции в декабре 1914 г." (02.07.1915)
  • орден Св.Анны 2-й ст. с мечами (1915)
Кончина:
17.12.1918 г. (Пермь). После жестоких пыток и издевательств утоплен в р.Каме в ночь на 4 (17) декабря 1918 г. вместе со связанным с ним протоиереем Иоанном Пьянковым.
Публикации:

1. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996 г.. Кн. 2. С. 113.
2. Ильинский П. Всемирные заговорщики. Новониколаевск, 1919 г..
3. Пермские Епархиальные Ведомости. Пермь, 1919 г. № 1. 15 (28) марта. С. 13–19.
4. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000 г.
5. Вспомним всех поименно // Православная Пермь. Пермь, 1999. Ноябрь. № 11 (36). С. 4.
6. martyrs.pstbi.ru

Заявитель:

1. Руди Татьяна Р.
Адрес рабочий: СПб (199034), наб.Макарова, 4, Пушкинский Дом, т.328–19–01
2. Лобанов Димитрий (предоставил фото полка)
3. Капков Константин Геннадиевич, исследователь

Читать далее

Иоанн (Доброславин Иван Михайлович)

Оставить отзыв
Дата рождения:
30.03.1871
Место рождения:
с. Василевка Нижегородская губ., Лукояновский у. (ныне Починковский район, Нижегородская область).
Сан или должность:
епископ
Образование:

Нижегородское духовное училище

1886 г. - по I разряду окончил Нижегородское духовное училище с правом поступления в духовную семинарию без экзаменов.

Нижегородская Духовная Семинария

1893 г. - окончил Нижегородскую духовную семинарию по 2-му разряду.

Казанская духовная академия

Прослушал курс науки в Казанской духовной академии.

Служение:

Нижегородская губ., Сергачский у., с.Сыченка, Михаило-Архангельская церковь 

3 декабря 1893 года определён и 4 февраля 1894 года рукоположен во священники.

С сентября 1897 года по сентябрь 1898 года состоял учителем, заведующим и законоучителем местной церковно-приходской школы.

Черниговская епархия

12 февраля 1914г. определен настоятелем Новгород-Северского монастыря Черниговской епархии, после чего пострижен в монашество. Возведен в сан архимандрита.

16 октября 1916 г. епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии.

В 1922г. признал обновленческое ВЦУ.

В феврале 1923г. назначен епикопом обновленческим Конотопским, викарием Черниговской обновленческой епархии.

В том же 1923г. принес покаяние Патриарху Тихону и оставлен на той же кафедре.

С 1923 года — епископ Конотопский, викарий Черниговской епархии.

В ссылке 26 марта 1924г. уволен на покой.

Нижегородская о. (Нижегородский край, Больше-Маресьевский р.), с.Глушенки, Михаило-Архангельская церковь 

Служил приходским священником.

Рукоположение:

4.02.1894 г. - рукоположен в сан иерея

1914 г. - иеромонах, архимандрит

16 октября 1916 года в Новгород-Северске хиротонисан во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии. Хиротония состоялась в Новгород-Северске.

Аресты:

1923 г. , Черниговская губ., г. Конотоп. 

17.11.1937, Нижегородская о. (Нижегородский край, Больше-Маресьевский р.), с.Глушенки 

Места проживания:

с. Василевка Нижегородская губ., Лукояновский у. (ныне Починковский район, Нижегородская область).

Нижний Новгород (с 1880-х по 1893)

Нижегородская губ., Сергачский у., с.Сыченка, Михаило-Архангельская церковь (1893-1914)

г. Новгород-Северский Черниговской губернии (1914-1923)

г. Конотоп Черниговской губернии (1923)

Нижегородская область (Нижегородский край, Больше-Маресьевский р.), с. Глушенки (1924-1937)

Осуждения:

В 1923 году выслан в Нижний Новгород без права выезда.

17.11.1937 г. Обвинение - "контрреволюционная агитация" 
Приговор - высшая мера наказания — расстрел.

Места заключения:

1923 г. , Черниговская губ., г. Конотоп. 

ноябрь-декабрь 1937 г. Нижний Новгород (Горький)

Кончина:
14.12.1937 г. расстрелян в Нижнем Новгороде
Публикации:

1.    Кирьянов Николай. Список канонических архиереев проживающих в России. Список архиереев впавших в «обновленческий» раскол. Москва. 1924.    // Из истории Российской иерархии. Статьи и документы. - М.: Изд. Православного Свято - Тихоновского Богословского института. - 2002. - СС. 191 - 201. С. 195: «Иоанн бывший Конотопский», с пометкой означающей «бывших в «обновленческом» расколе и покаявшихся».

2.    Иерархия Российской Православной Церкви. Просмотрен и исправлен Святейшим Патриархом Тихоном 12/25 окт. 1918г./ Публикация П.Н. Грюнберга и Ф.А. Гайды.// Из истории Российской иерархии. Статьи и документы. - М.: Изд. Православного Свято - Тихоновского Богословского института. - 2002. - СС. 169 - 181. С. 177: «Черниговская - Епископ Черниговский и Нежинский Пахомий... Викарии: Епископ Новгородсеверский Иоанн (1916 октября 16), Новогород-Северск; Епископ Сатродубский    , г. Чернигов».

3.    “Церк. Вед.” 1914, № 8, с. 55, 1916, № 40, с. 357.

4.    “Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год”, с. 176-177.

5.    ФПС I, № 71, с. 3, II, с. 2.

6.    ФАМI, № 119, с. 10.

7.    Игумен Климент (Вечеря). Киевский князь - мученик.// Православная газета. (Официальное издание Украинской Православной Церкви). - 2005 г. - Февраль - № 5 (113) (С. 8-9: «В книге посетителей Зверинецких пещер осталась следующая запись: «Волей Божией, в понедельник 6 июля 1926 года, в Нижнем Новгороде, в Кресто - Воздвиженском монастыре, Высокопреосвященнейшим Сергием, Митрополитом Нижегородским, который занимает место блюстителя Патриаршего Престола, соборно с епископами Григорием Печерским, викарием Нижегородским и Иоанном Конотопским во время Божественной литургии хиротонисан во Епископа Дмитровского, викария Курской епархии. Епископ Иоасаф». (Иоасаф Живахов (- 1937)

8.    СПИСОК ПРАВОСЛАВНЫХ КЛИРИКОВ, УБИТЫХ И КАЗНЕННЫХ В СССР ЗА 1917—1930 гг. // Б. а. Красный террор по материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний болыневиков./Под ред. докторов исторических наук Ю. Г. Фелыптинского и Г.И. Чернявского. - ..., ...г. - ...с. (С....: «Иоанн Доброславин — епископ бывший Конотопский, викарий Черниговский— в 1923 году выслан в Нижний Новгород без права выезда»).

9. Во имя правды и достоинства Церкви. Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского./ Авт. - сост. А.В. Журавский. - М., Изд. Сретенского монастыря, 2004. - 864 с., илл. (с. 158, примечание 75: РГИА. Ф. 796, Оп. 204, I отд., V ст., д. 132, лист 167: епископ Иоанн упоминается , как назвавший имя митрополита Кирилла кандидатом в члены Предсоборного Совета (решение Свят. Синода от 8 мая 1917 г. - с. 131; имена нескольких кандидатов подавались письмом или телеграммой). Еп. Иоанн - викарий (!); С. 289, примеч. 46: РГИА, Ф. 831, On. 1, Д. 46, лист 17¬18 об.: « 10) Иоанн, епископ Новогород - Северский, викарий Черниговской епархии» (С. 177: Один из 29 кандидатов выдвинутых на Нижегородскую кафедру «благочинническими собраниями духовенства и мирян, корпорациями педагогов духовно - учебных заведений и братией мужских(!) монастырей Нижегородской епархии» По указу Свящ. Синода от 11 (24) апреля 1918 года). С. 178: «В числе выдвигаемых оказалось 29 кандидатов (22 архиерея, два архимандрита, один протопресвитер, три вдовых священника и один мирянин». Нет сведений, что при голосовании за еп. Иоанна были отданы голоса, избран Митрополит Кирилл (Смирнов).

10. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.3. С.291.

11. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.974.

12. Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т.9. М., 1997. С.741.

13. Лысковская епархия. Официальный сайт. Клирики. Д. 

14. База НИЦ "Мемориал". Дополненная версия.

15. Сайт А.А.Бовкало. Выпускники Нижегородской духовной семинарии.

16. Сайт А.А.Бовкало. Выпускники Нижегородского духовного училища.

17. БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"

 
 

Документы:

ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.81.

Читать далее
Дамаскин (Цедрик Дмитрий Дмитриевич)

Дамаскин (Цедрик Дмитрий Дмитриевич)

Оставить отзыв
Дата рождения:
29 октября 1878 года
Место рождения:
местечко Маяки Одесского уезда Херсонской губернии (ныне село в Одесском районе Одесской области)
Сан или должность:
Епископ
Образование:

Херсонское духовное училище (1887-1893)

Одесская духовная семинария (1893-1895)

В 1895 году перешёл в Херсонскую учительскую семинарию.

В 1902 году окончил миссионерские курсы при Казанской духовной академии

Владивостокский Восточный институт (1905-1909)

Киевская духовная академия (1918-1919), окончил два курса.

Служение:

Казань

  • Управлял хором Спасского монастыря (1902г.)

Забайкальская о., г.Чита, Читинское миссионерское училище 

  • Заведующий (26 октября 1902 г.-15 ноября 1903 г.)

Забайкальская о., Читинский округ (Читинская о., Агинский Бурятский АО), Агинский Николаевский и Иргенский (Знаменский) миссионерские станы 

  • Миссионер (с 15 ноября 1903 г.)

Забайкальская о., Баргузинский округ, Курумкано-Гагаринский миссионерский стан 

  • Миссионер (с 1 января 1904 г.)

Забайкальская о., Иргенский миссионерский стан

  • Миссионер (с 10 июня 1904 г.)
  • 22.01.1907— уволен из Забайкальской епархии

Владивосток 

  • 2.09.1905 откомандирован с оставлением в должности для поступления во Владивостокский Восточный институт
  • 12.09.1905 году зачислен слушателем на курсы Восточного института во Владивостоке. Одновременно исполнял обязанности учителя пения (11.11.1905-7.11.1906) и законоучителя (с 16.09.1906) во Владивостокской мужской гимназии
  • 1.02.1907 г. принят на службу во Владивостокскую епархию с причислением к Владивостокскому архиерейскому дому, исполнял должность настоятеля храма Восточного института, служил в храме на станции Седанка (пригород Владивостока).
  • 1.07.1907 г. назначен настоятелем Петропавловского собора на Камчатке, и. д. благочинного Камчатского и Гижигинского округов, а также председатель местного отделения Епархиального училищного совета и окружной наблюдатель церковных школ.
  • 2.08.1907г. освобожден от назначения на Камчатку, причис­лен к архиерейскому дому во Владивостоке.
  • С ноября 1908 года - настоятель храма Владивостокской мужской гимназии.
  • 3.07.1909 г. уехал из Владивостока в отпуск в в Санкт-Петербург, предполагая поступить на 4-й курс восточного факультета Санкт-Петербургского университета.
  • Участвовал в Съезде русских людей, проходившем 27 сент.- 4 окт. 1909 г. в Москве по инициативе прот. сщмч. Иоанна Восторгова.
  • 12.11.1909 г. телеграмма из канцелярии Св. Синода архиепи­скопу Евсевию о намерении о. Дамаскина поступить на 4-й курс Вос­точного факультета Петербургского университета.

Астраханская губ., Черноярский у., с.Болтун-Сан

  • 31.05.1910 г. назначен миссионером в село Болхуны (Болтун-Сан) Черноярского уезда Астраханской губернии.
  • 20.10.1911 г. уволен от службы в Астраханской епархии

Донская епархия

  • 20.10.1911 г. принят в Донскую епархию, вел миссионерскую работу среди калмыков.
  • 1913—1914 — состоял на службе в Донском архиерейском доме.

Кавказский фронт Первой Мировой войны 

  • Во время первой мировой войны с 1914 служил в отряде Красного Креста на Кавказском фронте, сначала на Ванском направлении. Начальник врачебно-питательного отряда Красного Креста.
  • 1916-1917 гг. начальник отряда по борьбе с заразными болезнями на Джульфинском направлении.

Москва

  • 7-14 июля 1917 г. участвовал в съезде ученого монашества, проходившем в Московской духовной академии.

Юго-Западный фронт Первой Мировой войны 

  • В 1917 году санитар и войсковой священник 10-го армейского запасного полка на Юго-Западном фронте.
  • 9 мая 1918 году демобилизован.

Киев (1918-1919)

  • Зачислен студентом в Киевскую духовную академию. Митрополитом Киевским Антонием (Храповицким) был назначен епархиальным миссионером.
  • 1919 - принят в число братии Михайловского Златоверхого мона­стыря г. Киева.
  • После отступления осенью 1919 года из Киева войск генерала А. И. Деникина он переехал в Крым.

Таврическая губ., Крым 

  • 1919 (конец года) - 1920 (начало года) - назначен настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря архиепископом Димитрием (Абашидзе). По отзыву архиепископа Никодима (Кроткова), в Крыму архимандрит Дамаскин ревностно отстаивал интересы Церкви перед властями, зарекомендовал себя живым и деятельным человеком, "любителем благостного богослужения (он прекрасный чтец и певец), проповедником усердным и умелым практическим деятелем"
  • Имел пребывание на подворье Георгиевского монастыря в г. Екатеринодаре.
  • 1922 г. - возведен в сан архимандрита архиепископом Таврическим Димитрием (Абашидзе).

Москва, Данилов мужской монастырь 

  • После освобождения из заключения (1923г.) выехал в Москву, где проживал в Даниловом монастыре

Черниговская епархия 

  • 19.11.1923 г. хиротонисан во епископа Глуховского викария Черниговской епархии в Даниловском монастыре. Хиротонию воз­главлял св. Патриарх Тихон, назначен в. у. Черниговской епархией.
  • В январе 1924г. епископ Дамаскин прибыл в г.Глухов.
  • Им была организована деятельность епархиального управления и канцелярии, викарных и благочинных управлений, совершено много поездок по епархии.

Харьков

  • После ареста и заключения был выслан в г. Харьков; проживал в г. Харькове (1924г.).
  • 25.08.1925 г. участвовал в совершении хиротонии во еписко­па Прилукского архимандрита Василия (Зеленцова) в г. Полтаве.

Москва

  • Сентябрь 1925 г. выслан в Москву, проживал в Даниловом монастыре.

Енисейская губ., Туруханский у., станок Полой (в устье Енисея за Полярным кругом) (1926-ноябрь 1928гг.)

Красноярск

  • Осень 1926 - проживал в г. Красноярске, ожидая отправки в ста­нок Полой; служил в храмах г. Красноярска.
  • 1927 - встречался с митрополитом Кириллом (Смирновым), со­сланным в станок Хантайка.
  • В декабре 1928 году освобожден с ограничениями в выборе места жительства.
  • По дороге из ссылки 11 декабря 1928 года в Москве имел беседу с митрополитом Сергием (Страгородским), после которой начался отход святителя Дамаскина от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и учрежденного им Синода.

г. Стародуб, Брянская обл.

  • С конца 1928 года жил в ранее входившем в состав Черниговской епархии городе Стародубе, служил в Иоанно-Предтеченской церкви.
  • В апреле 1929 года, получив распоряжение митрополита Сергия о необходимости предоставления духовенством в органы власти сведений о церковных общинах, прекратил поминовение митрополита Сергия за богослужением. В мае обратился к митрополиту Сергию с письмом, в котором писал, что издание "Декларации" означало отказ от достоинства и внутренней свободы Церкви.
  • Май 1929 г. - получил приглашение от ленинградского митрополи­та Серафима (Чичагова) быть его помощником, от предложения от­казался.
  • Летом 1929 г. при помощи диакона Кирилла Цокота, мон. Ирины (Буровой) и др. передал Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Петру (Полянскому), отбывавшему ссылку в пос. Хэ Тобольского округа, свое послание, а также копии переписки митрополита Кирилла (Смирнова) с Заместителем Патриаршего Местоблюсти­теля митрополитом Сергием (Страгородским) и писем других архиереев, выражавших критическое отношение относительно июльской декларации 1927 г. Хотя митрополит Петр не дал тогда письменного ответа на вопрос о своем отношении к происходившим в Церкви событиям, епископ Дамаскин утверждал, что на словах Местоблюститель осудил действия своего Заместителя. 14 октября епископ Дамаскин написал 2-е письмо митрополиту Сергию (Страгородскому), в котором сообщил, что разрывает с ним литургическое общение.
  • Епископ Дамаскин поддерживал связи с даниловской группой и др. непоминающими, но не примыкал ни к одному из движений, оппозиционных митрополиту Сергию (Страгородскому), заявляя, что до получения разъяснений от Патриаршего Местоблюстителя остается «сдерживающим началом» в Церкви. В кон. 20-х - 30-х гг. ХХ в. владыка Дамаскин написал и разослал около 150 посланий, в которых противопоставлял Церкви как административной структуре, нуждающейся в государственной легализации, Церковь как «богоучрежденный и таинственный союз всех верующих во Христа». Первоначально он не поддерживал распространенное среди радикальных противников митрополита Сергия (Страгородского) мнение о его безблагодатности, позднее позиция епископа Дамаскина стала более жесткой.

г. Херсон

  • Конец ноября 1933 г. - освобожден из Соловецкого лагеря как пол­ный инвалид.
  • 1 января 1934 г. прибыл в Херсон. В конце февраля на приеме у заведующего отделом по делам религиозных культов при ВУЦИК сообщил, что не намерен заниматься церковно-административной деятельностью, после чего переехал в окрестности Глухова - жил в с. Берёза и на хуторе Светлом.

г. Нежин, Черниговская обл.

  • Поселился в Нежине, будучи прописан в г. Херсоне. В этот период продолжал переписку со своими единомышленниками, в т. ч. с Угличским архиеп. сщмч. Серафимом (Самойловичем), встречался в Киеве с прп. схиархиеп. Антонием (Абашидзе). В феврале посетил митр. Кирилла (Смирнова) в Гжатске (ныне Гагарин), где ознакомился с письмами патриаршего Местоблюстителя митр. Петра (Полянского) к митр. Сергию. Митр. Петр предлагал своему Заместителю «исправить допущенную ошибку... устранить и прочие мероприятия, превысившие Ваши полномочия» (Акты свт. Тихона. С. 681). Епископ Дамаскин воспринял эти слова как основание для прекращения полномочий Заместителя Местоблюстителя, не обращая внимания на то, что митр. Петр призвал митр. Сергия продолжать руководство церковной жизнью (Там же. С. 691).

Архангельск

  • Отбывая ссылку в Архангельске, летом 1935 г. по переданной в письме просьбе архиеп. Серафима (Самойловича) принял под свое окормление значительную часть последователей отделившегося от митр. Сергия (Страгородского) Глазовского епископа исповедника Виктора (Островидова) в Вятской (Кировской) епархии; передал обращение к вятскому духовенству о подчинении себе как правящему архиерею и о недопущении перехода клириков из прихода в приход.

г. Киров

  • Находясь в тюрьме в Кирове, написал развернутую объяснительную записку в особое совещание при НКВД СССР о «ненормальном положении верующих граждан СССР», в котором обвинил государственные органы в «неконституционных формах отношений к Церкви».

 

Рукоположение:

9.06.1902 г. принял монашеский постриг с именем Дамаскин

иеродиакон 10.06.1902 г.

иеромонах 30.06.1902 г., рукоположен в г. Перми

архимандрит 1922 г., возведен в сан архимандрита архиепископом Таврическим Димитрием (Абашидзе)

епископ 19.11.1923 г., хиротонисан во епископа Глуховского викария Черниговской епархии в Даниловском монастыре. Хиротонию воз­главлял св. Патриарх Тихон

 

Награды:

набедренник 22.01.1905

наперсный крест 13.05.1913

орден Св.Анны 3-й степени 1916
 
орден Св.Анны 2-й степени 1917 

Аресты:

  • 1918 г. арестован в Орловской губ., приговорен к расстрелу, избежал казни.
  • 5.11.1922 г. в Симферополе привлечен к суду вместе с уволенным на покой архиеп. Димитрием (Абашидзе), управляющим Таврической епархией архиеп. сщмч. Никодимом (Кротковым), Севастопольским еп. сщмч. Сергием (Зверевым) и др. священнослужителями. Оправдан Верховным судом Крымской АССР.
  • В нач. 1923 г. вновь был арестован и судим трибуналом Верховного суда Крыма по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей.
  • 15.09. 1924 г. арестован в г. Нежине Черниговской губ., помещен в черниговскую тюрьму. Обвинялся в организации нелегальных структур церковного управления, в выступлениях против обновленчества и поминовении за богослужением находившихся в заключении епископов. 14 мая 1925 г. архиерей был освобожден.
  • В июле 1925 г. подвергся кратковременному аресту за «контрреволюционную пропаганду».
  • В августе 1925 г. привлечен к следствию по делу «Воздвиженской Неплюевской монархической организации».
  • 30.11.1925 г. арестован с большой группой архиереев по делу Патриаршего Местоблюстителя Крутицкого митрополита сщмч. Петра (Полянского), обвиняли в участии в нелегальном «Даниловском синоде». В ноябре 1928 г. был освобожден с ограничениями в выборе места жительства.
  • 27.11.1929 г. арестован в Стародубе как «руководитель церковной контрреволюционной группировки». Обвинялся в «организации активного противодействия мероприятиям соввласти, направленным против церкви», в «подготовке перехода всей церковной деятельности в подполье (катакомбы)» и в «контрреволюционной оппозиции митрополиту Сергию». Освобожден по инвалидности в конце ноября 1933 г.
  • 1.08.1934 г. арестован в Нежине Черниговским областным управлением НКВД по обвинению в том, что «проводил организационную работу, направленную против мероприятий советской власти» и «являлся членом нелегальной контрреволюционной организации церковников «Истинно-православная церковь»». 
  • 3.03.1936 г. арестован в Архангельске по обвинению в том, что «нелегально возглавил «Вятскую епархию православной церкви» викторианской ориентации, нелегально руководил таковой через к[онт]р[революционную] группу церковников, давая им указания к[онт]р[революционного] характера». В апреле направлен в распоряжение УНКВД по Кировскому краю. Отверг все предъявленные ему обвинения.
  • 13.08.1937 г. арестован в Бурминском отделении Карагандинского ИТЛ (Казахстан) по обвинению в «антисоветской агитации и организации нелегальных сборищ». Поводом для ареста стало празднование епископом Дамаскином и его соузниками Пасхи. Виновным себя не признал. 

 

Осуждения:
  • 1918 г. приговорен к расстрелу, избежал казни.
  • 5.11.1922 г. в Симферополе привлечен к суду, оправдан Верховным судом Крымской АССР.
  • В нач. 1923 г. судим трибуналом Верховного суда Крыма по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, несколько месяцев находился в тюрьме, освобожден и выслан за пределы республики Крым.
  • 15.09.1924 г. арестован и помещен в черниговскую тюрьму. Обвинялся в организации нелегальных структур церковного управления, в выступлениях против обновленчества и поминовении за богослужением находившихся в заключении епископов. Православные общины Чернигова, Глухова, Нежина и Новгорода-Северского обращались с ходатайствами о назначении над епископом суда или, при отсутствии обвинения, - о его немедленном освобождении. "Убеждение общин верующих непоколебимо в том, что с личностью епископа Дамаскина ни в коем случае не может быть связано преступное деяние, которое требовало бы изоляции епископа и притом изоляции до суда". 14 мая 1925 г. освобожден.
  • В июле 1925 г. подвергся кратковременному аресту за «контрреволюционную пропаганду».
  • В августе 1925 г. привлечен к следствию по делу «Воздвиженской Неплюевской монархической организации» - основанного Н. Н. Неплюевым (1851-1908) Крестовоздвиженского религиозного трудового братства, продолжавшего существовать после революции как сельскохозяйственная артель. Епископ Дамаскин неоднократно посещал Неплюевскую коммуну, видя в ней способ духовной защиты от безбожия. После обыска с владыки Дамаскина была взята подписка с обязательством выехать в Москву.
  • 30.11.1925 г. арестован с большой группой архиереев по делу Патриаршего Местоблюстителя Крутицкого митрополита сщмч. Петра (Полянского), обвиняли в участии в нелегальном «Даниловском синоде». Находился в заключении во внутренней тюрьме ОГПУ и в Бутырской тюрьме. 21 мая 1926 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ссылки в Сибирь. Отбывал срок ссылки вместе с Владимирским архиеп. сщмч. Николаем (Добронравовым) и, возможно, Чистопольским еп. Иоасафом (Удаловым) на Крайнем Севере - в станке (малом поселении) Полой в низовьях Енисея. В ноябре 1928 г. был освобожден с ограничениями в выборе места жительства.
  • 27 нояб. 1929 г. Д. был арестован в Стародубе как «руководитель церковной контрреволюционной группировки», помещен в смоленскую тюрьму. Обвинялся в «организации активного противодействия мероприятиям соввласти, направленным против церкви», в «подготовке перехода всей церковной деятельности в подполье (катакомбы)» и в «контрреволюционной оппозиции митрополиту Сергию». На следствии отверг основанные на доносах обвинения в организации «конспиративных контрреволюционных собраний»; в письме в областной отдел ОГПУ подчеркнул аполитичность «истинного православного» течения в Церкви, писал о бесперспективности борьбы государства с Церковью, поскольку «невозможно уничтожить вековечную идею христианства, ибо она в духе человека». 28 мая 1930 г. осужден Коллегией ОГПУ по Западной обл. на 10 лет ИТЛ. Наказание отбывал в Соловецком ИТЛ на Анзерском острове, освобожден по инвалидности в конце ноября 1933 г.
  • 1.08.1934 г. арестован в Нежине Черниговским областным управлением НКВД по обвинению в том, что «проводил организационную работу, направленную против мероприятий советской власти» и «являлся членом нелегальной контрреволюционной организации церковников «Истинно-православная церковь»». Был помещен в тюрьму в Чернигове. 14 августа направлен в Киев в распоряжение Управления госбезопасности НКВД УССР. На следствии не скрывал своих убеждений, категорически отверг обвинение в участии в контрреволюционных организациях. 15 февраля 1935 г. особым совещанием при НКВД СССР приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. Первоначально отбывал ссылку в Архангельске.
  • 3 марта 1936 г. Д. был арестован в Архангельске по обвинению в том, что «нелегально возглавил «Вятскую епархию православной церкви» викторианской ориентации, нелегально руководил таковой через к[онт]р[революционную] группу церковников, давая им указания к[онт]р[революционного] характера». В апреле направлен в распоряжение УНКВД по Кировскому краю. Отверг все предъявленные ему обвинения. 27 октября 1936 г. особым совещанием при НКВД СССР приговорен к 5 годам ИТЛ.
  • С конца 1936 г. отбывал срок в Бурминском отделении Карагандинского ИТЛ (Казахстан), работал бухгалтером. 13 августа 1937 г. арестован в лагере по обвинению в «антисоветской агитации и организации нелегальных сборищ». Поводом для ареста стало празднование епископом Дамаскином и его соузниками Пасхи. Архиерей виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Карагандинской обл. от 10 сентября 1937 г.

Места заключения:

Крым, г.Симферополь, тюрьма (1923)

Чернигов, тюрьма (15.09.1924-14.05.1925)

Москва, Внутренняя тюрьма ОГПУ (с 30.11.25)

Москва, Бутырская тюрьма (до 17.06.1926)

Енисейская губ., Туруханский у., станок Полой (в устье Енисея за Полярным кругом (1926-1928)

Смоленск, тюрьма (1929-1930)

Соловецкий лагерь особого назначения, остров Анзер (1930-1933)

Чернигов, тюрьма (август 1934)

Киев, тюрьма (1934-1935)

Архангельск (с 1935)

Киров (Вятка), тюрьма (1936)

Казахстан, г.Караганда, Карлаг, Бурминское отделение (1936-1937)

Кончина:
15 сентября 1937 г., 23 часа — расстрелян в Карагандинском лагере. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.
Место захоронения :
Местонахождение могилы неизвестно
Публикации:
  1. Косик О. В. Истинный воин Христов: Книга о священномученике Дамаскине (Цедрике). М.: ПСТГУ, 2009. 384 с.
  2. Л[опушанская] Е. Епископы-исповедники. Сан-Франциско, 1971. С. 36-71;
  3. Польский. Ч. 2. С. 157-163;
  4. Акты свт. Тихона. С. 856-857;
  5. Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 12-14;
  6. Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 282-283;
  7. Пуцко В. Глуховский еп. Дамаскин // Моск. журнал. 2002. № 10. С. 46-47;
  8. Медведев Г. Н., Медведева Н. А. От южного города до «Южного городка» // БСб. 2001. № 8. С. 364-394;
  9. Мазырин А., диак. Сщмч. митр. Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церковной оппозиции: Круг его ближайших последователей // Там же. 2003. № 12. С. 240-255.
  10. Православная энциклопедия, т. 13, 684-687 / http://www.pravenc.ru/text/168696.html
  11. Страница сайта Русское Православие / http://ortho-rus.tk/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2077
  12. БД ПСТГУ Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века / http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMT...lBk
  13. Страница проекта Соловки. Энциклопедия / http://www.solovki.ca/new_saints_12/12_15.php
  14. Страница сайта Псковского Васильевского храма на Горке / http://hramnagorke.ru/orthodox_icons/2076

Труды:

«Совершается суд Божий над Церковью и народом русским...»: Арх. материалы к житию сщмч. Дамаскина, еп. Стародубского // БСб. 2002. № 9. С. 323-375; № 10. С. 432-470; 2003. № 12. С. 280-301.

Документы:
  1. ГАРФ. Ф. 6343. Д. 343;
  2. РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 211, 218;
  3. ЦА ФСБ. Д. 3677, Р-31265;
  4. Архив УФСБ по Брянской обл. Д. П-8979;
  5. Архив УФСБ по Кировской обл. Д. СУ-9730;
  6. ГА Карагандинской обл. Д. 3422;
  7. Архив типографии Джорданвилльского монастыря.
Читать далее
Последние публикации
На Кіровоградщині чекають канонізації мученика–священика, мощі якого знайшли три роки тому

На Кіровоградщині чекають канонізації мученика–священика, мощі якого знайшли три роки тому

Оставить отзыв
В с. Крутеньке на Кіровоградщині три роки тому в склепі під храмом апостола
Читать далее
Митрополит Антоній: «Закликаю молитися за всіх невинноубієнних і постраждалих в роки комуністичних репресій»

Митр. Антоній: «Закликаю молитися за всіх невинноубієнних і постраждалих в роки комуністичних репресій»

Оставить отзыв
7 лютого наша Свята Церква вшановує пам’ять священномученика Володимира (Бо
Читать далее
Можливість прославлення репресованого о. Михаїла Под'єльського розглянули на комісії Бориспільської єпархії

Можливість прославлення репресованого о. Михаїла Под'єльського розглянули на комісії Бориспільської єпархії

Оставить отзыв
Зі справою репресованого в 1937 році настоятеля храму на честь Воскресіння
Читать далее
Церковь Мучеников: гонения на веру и Церковь в ХХ веке

Церковь Мучеников: гонения на веру и Церковь в ХХ веке

Оставить отзыв
«Церковь Мучеников: гонения на веру и Церковь в ХХ веке» - под таким назван
Читать далее
Церква мучеників: гоніння на віру та Церкву у ХХ столітті

Церква мучеників: гоніння на віру та Церкву у ХХ столітті

Оставить отзыв
«Церква мучеників: гоніння на віру та Церкву у ХХ столітті» - під такою наз
Читать далее
5 новых мучеников Сумской и Александрийской епархий, пострадавших в годы советских гонений, канонизируют в УПЦ

5 новых мучеников Сумской и Александрийской епархий, пострадавших в годы советских гонений, канонизируют в УПЦ

Оставить отзыв
Местное почитание 5-ти новых мучеников Сумской и Александрийской епархий, п
Читать далее
На Броварщині вшанували пам’ять розстріляного комуністами священика Михаїла Под’єльського

На Броварщині вшанували пам’ять розстріляного комуністами священика Михаїла Под’єльського

Оставить отзыв
27 листопада 2020 р. при духовно-просвітницькому центрі Воскресенського хра
Читать далее
У Биківнянському лісі під Києвом вшанували пам’ять о. Михаїла Под’єльського та інших жертв комуністичних репресій

У Биківнянському лісі під Києвом вшанували пам’ять о. Михаїла Под’єльського та інших жертв комуністичних репресій

Оставить отзыв
26 листопада 2020 р. з ініціативи Центру вивчення спадщини Новомучеників та
Читать далее
Програма заходів з вшанування жертв радянських репресій у с. Зазим’я Київської  області, 26 – 27 листопада 2020 р.

Програма заходів з вшанування жертв радянських репресій у с. Зазим’я Київської області, 26 – 27 листопада 2020 р.

Оставить отзыв
27 листопада 1937 року у київській в’язниці НКВС був розстріляний настоятел
Читать далее
Семь подвижников, претерпевших гонения за веру в ХХ веке, предлагают канонизировать в УПЦ

Семь подвижников, претерпевших гонения за веру в ХХ веке, предлагают канонизировать в УПЦ

Оставить отзыв
Материалы о семи подвижниках благочестия, претерпевших репрессии и гонения
Читать далее