СЩМЧ. Василий (Богоявленский), Архиеп. Черниговский: к 100-летию подвига

Современная Вселенская Церковь становится Церковью новомучеников, а Русская уже ею стала[1]. Гонения, постигшие Церковь 100 лет назад, сопоставимы с гонениями первых веков христианства. Известно, что в основу первых житий легли мученические акты, т.е. следственные дела, ведшиеся римскими государственными чиновниками. И сегодня в основу жизнеописаний новомучеников и исповедников ложатся их следственные дела.

Так, до недавнего времени неизвестны были подробности гибели черниговского архиепископа Василия (Богоявленского) и его спутников в августе 1918 г. Одни источники сообщали, что они были расстреляны, другие – что зарублены шашками, третьи свидетельствовали о том, что их сбросили в реку или увезли в лодке еще живых. Неясна была также дальнейшая судьба их тел. Материалы выявленных относительно недавно следственных дел[2] позволяют пролить свет на те трагические события.

Архиепископ Василий (Богоявленский)[3] был последним черниговским архипастырем имперского периода. В течение 6 лет (1911–1917 гг.) управления Черниговской епархией проявились его качества талантливого организатора церковной жизни региона. Выпускник Казанской духовной академии, он занимался также и научной работой, что было не то, чтобы редкостью, но всё-же епархиальных архиереев со званием магистра богословия было действительно немного[4]. Однако после Февральской революции 1917 г. было инициировано его удаление с кафедры в числе первых неугодных новому строю архиереев. 20 июля 1918 г. он был избран членом Всероссийского Поместного Собора  и принял участие в работе III-й его сессии[5]. Летом 1918 г. большевиками был арестован и убит Пермский архиепископ Андроник (Никольский)[6]. Постановлением патриарха и Синода от 17 августа в Пермь для расследования этого преступления отправилась соборная комиссия в составе архиепископа Василия (Богоявленского), миссионера Московской епархии Алексея Даниловича Зверева и ректора Пермской духовной семинарии  архимандрита Матфея (Померанцева)[7].

Архимандрит Матфей – выпускник (1906 г.) Киевской духовной академии и постриженик Киево-Печерской лавры, здесь был рукоположен во иерея и заведовал церковно-приходскими школами при Лавре. В феврале 1917 г. был назначен ректором Пермской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Летом 1917 г. избран членом Поместного Собора от монашествующих. На следующий день (10 (23) февр. 1918 г.) после получения известия о мученической кончине митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) архимандрит Матфей был уполномочен Собором на поездку в Киев для получения сведений о гибели митрополита, однако поездка состоялась только в июле 1918 г. Вернувшись в Москву, архимандрит Матфей выступил на соборном заседании 16 августа с докладом о результатах своей поездки, и уже на следующий день был включен в состав комиссии Собора по делу Пермского архиепископа Андроника (Никольского)[8].

Следствие в Перми было произведено, но комиссия на Собор не вернулась. Члены Соборного Совета безрезультатно пытались узнать о судьбе делегации[9]. По Перми ходили разные слухи об убийстве членов соборной комиссии большевиками. Расследование этого преступления могло быть произведено лишь после освобождения города. В конце декабря 1918 г. Пермь была занята белым корпусом генерала А. Н. Пепеляева и на полгода в городе установилась власть Омского Правительства адмирала Колчака. В январе 1919 г. в газете «Свободная Пермь» и в Пермских епархиальных ведомостях появились первые публикации о гибели комиссии, которые сообщали, что «советская власть дала комиссии возможность произвести следствие и выехать из города, но доехала она только до железнодорожного моста, а потом за мостом поезд был остановлен, члены комиссии были выведены из вагона и убиты. По одним сведениям, их пристрелили, а по другим – зарубили. Тела мучеников тут же были закопаны. Вскоре из Москвы пришло сообщение, что комиссия на Собор не вернулась. Насколько известно, члены комиссии везли с собой порядочное количество денег от местной епархии на нужды Собора»[10]. Протопресвитер Михаил Афанасьевич Польский, один из первых агиографов новомучеников, в своем сборнике о них пишет, что членов комиссии расстреляли[11], и сообщает следующее: «Деятельность следственной комиссии в Перми вызвала возмущение среди коммунистов, особенно виновных в преступлении. Поэтому были приняты меры, чтобы следственный материал не попал на Собор в Москву. Когда по окончании расследования комиссия возвращалась в Москву, между Пермью и Вяткой в вагон ворвались красноармейцы, убили членов комиссии, а тела их выбросили из поезда. Тело архиепископа Василия и убитых вместе с ними похоронили крестьяне и к могиле мучеников начались паломничества. Тогда большевики выкопали тела мучеников и предали сожжению»[12].

В Пермском окружном суде 16 января 1919 г. было начато следствие об убийстве соборной комиссии, которому предстояло проверить эти сведения. Материалы следствия частично опубликованы исследователем С. С. Балмасовым в сборнике документов о большевистском терроре во время Гражданской войны на востоке России[13]. Документы отражают картину городских слухов. Так, в рапорте прокурора Казанской судебной палаты министру юстиции от 14 марта 1919 г. говорится: «Представляя при сем списке духовенства Пермской епархии, погибшего от рук большевиков[14], и копию документа, исходившего от «чрезвычайной следственной комиссии», имею честь донести Вам, господин министр, на основании представленных мне прокурором Пермского окружного суда сведений, что в настоящее время, в ряду других, производится следствие об убийстве архиепископа Черниговского и Нежинского Василия, который, по поручению Священного Собора, прибыл в Пермь из Москвы после ареста архиепископа Андроника для выяснения его участи. По имеющимся, но еще не непроверенным, сведениям, советские власти допустили архиепископа Василия собрать нужный материал и выехать затем из Перми, но за Камским мостом остановили поезд и вывели как архиепископа Василия, так и всех его спутников из вагона и изрубили их шашками.

Об участи архиепископа Андроника точных сведений еще не имеется; есть лишь указания, что он был закопан в землю живьем, по-видимому, в Мотовилихинском заводе.

В отношении епископа Феофана[15] имеются определенные сведения, что он, после истязания, был утоплен в проруби реки Камы, по видимости, обычно практиковавшимся большевиками способом – путем многократного погружения в воду.

Необходимо отметить, что духовенство вообще подвергалось всевозможным истязаниям и принимало мученическую кончину; многие из священников были в руках «чрезвычайной следственной комиссии», где практиковались пытки»[16].

По результатам следствия прокурором г. Пермь 10 мая 1919 г. была представлена записка в I-й департамент Министерства юстиции по уголовному отделению. Приводим фрагмент этого документа, касающийся убийства членов соборной комиссии: «При производстве предварительного следствия удалось установить следующее: 26 августа 1918 г.[17] члены соборной следственной комиссии в указанном выше составе по окончании следствия отбыли на вокзал Пермь 2-я для возвращения в г. Москву. Членам следственной комиссии было обещано в поезде купе 2-го класса. Однако когда они явились на вокзал, то были помещены в вагон 3-го класса, уже наполненного вооруженными красноармейцами, причем провожавшая своего брата, архимандрита Матфея, сестра его Варвара Крашенинникова, обратила внимание на то, что у солдат не было с собой никаких вещей.

После отъезда брата Варвара Крашенинникова узнала, что 12 сентября из Москвы от преосвященного Анастасия была получена телеграмма с просьбой ускорить возвращение следственной комиссии. По истечении месяца со дня отъезда следственной комиссии вновь были получены сведения о том, что следственная комиссия в Москву не возвращалась.  Вместе с тем распространились слухи об убийстве близ Камского моста членов соборной комиссии, причем об убийстве передавал какой-то солдат, участник этого убийства, который по ночам не может спать и видит постоянно картину убийства. В дальнейшем было выяснено, что красноармеец-доброволец, служивший при чрезвычайном комитете, Конин, накануне Успения пришел домой расстроенный и сообщил хозяину дома, Климашеву, что был на расстреле трех «водолазов». Водолазами красноармейцы называли духовенство, представителей которого обычно замучивали путем многократного погружения в прорубь. Конин рассказал, что те «попы», которые на станции Пермь 2-я были посажены в штабной вагон 3-го класса, были убиты; когда поезд, пройдя мост, подошел к семафору первого разъезда № 37, то был остановлен, причем «попам» и сопровождавшему их одному мирянину велели выйти из вагона, но едва они вышли, как были расстреляны. Красноармейцы, покончив с «водолазами», поделили между собой находившееся у них имущество и, закусив найденными в вещах одного из них пирожками с вареньем, зарыли убитых у семафора в землю.

Узнав об этом рассказе, Крашенинникова не сомневалась больше, что в означенном месте и в означенное время был убит ее брат архимандрит Матфей, т.к. рассказ Конина совершенно совпадал с обстоятельствами, при которых совершился отъезд соборной комиссии, причем рассказ являлся тем более достоверным, что она, Крашенинникова, на дорогу дала брату пирожков с малиной.

Рассказ свой о расстреле «водолазов» Конин повторил в присутствии диакона Симонова, причем дополнил, что после произведенных в них выстрелов «духовные» стали сильно стонать и были приколоты штыками. С имуществом убитых они поступили таким образом: принимавший участие в убийстве комиссар взял себе деньги и какую-то большую книгу, а красноармейцы разделили между собой снятые с убитых сапоги, а также их вещи – сухари, сахар и пирожки с вареньем»[18].

Материалы следственного дела из фонда Судебного следователя Пермского окружного суда по важнейшим делам[19] позволяют более подробно восстановить события 27 августа 1918 г. В результате предпринятой нами попытки объединить показания свидетелей получилась следующая картина событий:

Комиссия Собора прибыла в Пермь рано утром 23-го августа, в пятницу, причем, вероятнее всего, в полном составе. Архимандрит Матфей присоединился к комиссии не в Перми, как сообщают некоторые источники, а еще в Москве. Будучи одним из наиболее активных участников Собора, он вынужден был просить разрешение на поездку в Пермь по служебным делам у Соборного совета и поэтому изъявил готовность войти в состав следственной комиссии, направляемой в Пермь, по собственной просьбе[20]. Это подтверждает и Варвара Крашенинникова, сообщавшая о получении в 20-х числах августа от брата телеграммы о том, что он с комиссией уезжает из Москвы в Пермь. В Перми он поселился на своей квартире ректора духовной семинарии, а архиепископ Василий и Алексей Данилович Зверев остановились в архиерейском доме. Архиепископ Василий стал вызывать к себе на допрос городское духовенство, которое давало письменные свидетельства по предложенным пунктам-вопросам. Комиссию интересовало, как относился архиепископ Андроник к большевистской власти, какие издавал воззвания и т.п. По показаниям Варвары Крашенинниковой, в течение 4-х суток архимандрит Матфей был настолько занят делами, что днем почти все время отсутствовал, а на отдых приходил домой поздно ночью, совершенно утомленный.

Архиепископ Василий ездил к советским властям для ходатайства о содействии выезда комиссии обратно в Москву, и таковое ему было обещано. Хлопотал о посадке уезжающих в поезд и епископ Феофан (Ильменский), викарий Пермской епархии, и действительно, Управление железной дороги оказало в этом содействие, причем было обещано выделить для них купе в вагоне 2-го класса.

Архимандрит Матфей не спешил уезжать, но на отъезде категорически настаивал архиепископ Василий. Архимандрит Матфей увозил с собой 6 000 рублей, выданных ему казначеем свечного завода на нужды Церковного Собора, а владыка Василий вез с собой зашитый в рогожу тюк с папками и бумагами, толщиною более четверти аршина. Очевидно, это были результаты расследования, произведенного соборной комиссией.

26-го августа, в понедельник, в 10 часов вечера, была подана архиерейская лошадь для выезда на железнодорожный вокзал. В 11 часов архиепископ Василий и Зверев выехали на станцию, вещей у них было немного – чемоданчик, постель и корзинка с провизией. Около полуночи кучер вернулся обратно и доложил, что доставил пассажиров благополучно. Затем к эконому архиерейского дома пришел архимандрит Матфей и тоже просил отвезти его на станцию, вручив при этом ночной пропуск от военного комиссара.

Архимандрита Матфея провожала его двоюродная сестра Варвара Крашенинникова. Она вспоминает, что на улицах было совершенно пусто, на вокзале тоже. Напротив вокзала уже стоял почтово-пассажирский поезд, у входа в вагоны всюду стояли вооруженные солдаты. На платформе к о. Матфею подошел кто-то из служащих и предложил следовать в вагон 3-го класса, находившийся в середине поезда. Это предложение огорчило ее брата, т.к. он ожидал, что посадят в вагон 2-го класса. Войдя в вагон, архимандрит Матфей обнаружил там владыку Василия и Зверева, спавших в первом же купе на нижних скамейках. Следующее отделение было в его распоряжении и там никого из пассажиров не было. Остальные места в вагоне были заняты вооруженными солдатами, прикомандированными к Чрезвычайному комитету. Солдаты не спали, но держали себя тихо, причем при них не было никаких вещей. Почтово-пассажирский поезд № 3 отправился согласно расписанию со станции Пермь-2 в сторону Вятки в ночь на 27-е августа 1918 г. в 3 час. 27 мин. Архимандрит Матфей обещал сестре посылать с дороги открытые письма, но писем не было.

12 сентября на имя епископа Феофана (Ильменского) пришла из Москвы телеграмма за подписью архиепископа Анастасия (Грибановского) с просьбой, чтобы следственная комиссия поспешила с приездом. Вскоре по городу поползли слухи, что следственная комиссия убита на Камском железнодорожном мосту и тела сброшены в Каму. Следствием, произведенным в январе–июне 1919 г. Пермским окружным судом Министерства юстиции Временного сибирского правительства, было выяснено следующее:

Главному кондуктору Пермских кондукторских бригад, сопровождавшему поезд, было приказано комендантом станции Пермь-2 остановить поезд после прохождения Камского моста. Причина остановки не была указана. Когда поезд прошел железнодорожный мост и подошел к семафору первого разъезда № 37, т.е. примерно в 3½ версты от станции, то был остановлен. Красноармейцы, ехавшие в поезде, начали обходить вагоны – часть из них с головных вагонов, часть – с хвостовых. Членов комиссии высадили под предлогом того, что де в военном вагоне посторонним лицам ехать нельзя, и они должны перейти во 2-й класс. Вместе с ними вышли из вагона солдаты, служившие в ЧК. Пассажиры спокойно вышли из вагона и сложили свой багаж на бровку полотна железной дороги, а поезд пошел дальше. Тогда им было заявлено, что они самостоятельно должны дойти до ближайшего разъезда, который находился в версте впереди, и дождаться там следующего поезда.

Все двинулись вперед, причем часть красноармейцев пошла впереди трех пассажиров, а часть позади их. Не доходя семафора, комиссар скомандовал всем остановиться, и приказал пассажирам положить на землю свои вещи. Члены комиссии уже догадались, что были арестованы и начали спрашивать, за что их арестовали. На это комиссар подошел к одному из духовных лиц с револьвером в руке и со словами «Вот вам, саботажники» произвел в него в упор три выстрела и свалил жертву на землю. В это время Зверев побежал в лес, но по нему открыли стрельбу из винтовок. Когда раненые начали стонать, то их докололи штыками. Затем участники расстрела поделились имуществом убитых таким образом, что комиссар взял деньги и документы, а солдатам достались снятые с убитых сапоги, сухари, сахар и пирожки с малиновым вареньем. Участвовавший в убийстве красноармеец, 17-летний Василий Конин, впоследствии говорил, что когда ему пришлось стрелять, то у него из руки выпало ружье, вследствие чего комиссар сказал: «Тебя самого надо расстрелять, какой ты солдат». Со слов Конина, «водолазов» расстреляли с тем, чтобы завладеть бывшими при них делами и документами.

Кондуктор, сопровождавший поезд № 3, вернувшись обратно на станцию Пермь-2 через сутки, спросил комиссара, почему пассажиры были высажены из вагона, мотивировав это тем, что он должен доложить своему начальству о причине остановки поезда. Комиссар ему сказал, что высажен был из вагона черниговский епископ, который с товарищами расстреляны, и предупредил, чтобы об этом никому не рассказывал, угрожая за разглашение расстрелом всей бригады.

Убитых закопали в землю рядом с местом расстрела, на расстоянии примерно ¾ версты (ок. 800 м) от моста, в 50-ти саженях (ок. 100 м) влево от железнодорожного полотна, в тянущемся вдоль линии железной дороги хвойном лесу. Лес в этом месте редкий, и место, где находилась могила, было довольно открытым, представляло из себя небольшой пригорок, идущий уклоном к Каме. Когда тело владыки Василия перемещали к месту захоронения (возможно, волочили по земле) с его ног сползли носки и остались лежать на склоне насыпи, поскольку сапоги были сняты раньше красноармейцами. Эти носки темно-фиолетового цвета обнаружит следствие, приобщив к делу. Их опознает женщина, стиравшая белье владыки Василия, когда тот был в Перми. Она узнает их по заштопанной дырочке сбоку на пятке одного из носков, которую она же и заштопала черными нитками.

Яму вырыли неглубокую, не более ½ аршина (36 см) в глубину, около 2½ аршин (ок. 1,8 м) в длину и около 1½ аршин (ок. 1 м) в ширину. Очевидно, эта яма служила временным захоронением, в котором тела лишь присыпали землей, чтобы ненадолго скрыть следы преступления, так как уже светало. Вечером того же дня, т.е. 27-го августа, чекисты вернулись к захоронению, выкопали тела, и там же на принесенных с берега поленьях дров сожгли вещи убитых, скрыв место преступления под ветвями двух срубленных деревьев.

Следствие, осматривавшее 17 июня 1919 г. место временного захоронения, зафиксировало следующее: На могиле лежали крестообразно два срубленных дерева: ель и пихта, а вокруг нее в разных местах разбросаны обгоревшие поленья и головешки. В земле, вынутой из могилы, обнаружено много полуобгоревших и полуистлевших обрывков черной материи, в том числе черного бархата, относительно которых было высказано предположение, что это обрывки бархата от камилавки, которую всегда имел при себе архиепископ Василий. Там же найден побывавший в огне металлический овальный формы ободок с колечком, к которому пристегнута английская булавка, причем Крашенинникова заявила, что в нем она без колебаний узнает серебряный ободок от образка Спасителя, который архимандрит Матфей постоянно носил пристегнутым на английскую булавку к рясе на груди. Тут же в земле, вынутой из могилы, обнаружена заржавевшая овальной же формы металлическая пластинка, относительно которой Крашенинникова заявила, что в ней она узнает пластинку от того же образка. При осмотре окружающих могилу деревьев, на них нигде знаков от пуль, каких-либо повреждений или следов крови и тому подобного не обнаружено.

Раздетые тела мучеников доставили к берегу Камы к домику путевого сторожа, находившегося у Камского моста под откосом полотна железной дороги. В сторожевом домике жили также красноармейцы, несшие охрану моста. В 10 часов вечера 27-го августа в сторожку, где имелся телефон, позвонили из Перми и сообщили, что ночью к мосту прибудет моторная лодка и предупредили, чтобы эту лодку не обстреливали. В то же время красноармейцы говорили между собой, что ночью привезут топить «длинноволосых», из чего свидетельница, жена сторожа, поняла, что говорят о лицах духовного звания. Затем, глубокой ночью, когда было еще темно и в сторожке горела лампа, а около моста горел мостовой фонарь, пришли двое красноармейцев не из числа охранявших мост и приказали немедленно погасить огонь. Женщина погасила горевшую у нее лампу и стала смотреть в окно. Вскоре она увидела, что откуда-то появился труп совершенно голого мужчины. Это был высокий, здорового сложения человек с длинными, как у духовных лиц, рыжеватыми волосами на голове и белым телом. Красноармейцы, заметив, что она смотрит, закричали, чтобы она немедленно отошла от окна. Они потребовали у хозяйки дров, и она беспрекословно выдала им 19 поленьев, которые они взяли и куда-то унесли. Эти 19 поленьев, вероятно, понадобились не для сжигания трех трупов (этого явно недостаточно), а для сжигания на могиле вещей убитых. Остатки этого костра и были обнаружены при проведении следствия.

Затем через окно свидетельнице все же удалось заметить, как от берега отплыла моторная лодка, причем с борта ее свесилась голая нога мертвеца. Утром на плоту, с которого стирают белье, ею были обнаружены следы крови, а красноармейцы, охранявшие мост, говорили, что ночью потопили в Каме три трупа, которые обвязали цепями и с моторной лодки бросили в реку ниже моста. Это на жаргоне чекистов называлось «отвезти в Камский комитет».

Итак, такой представляется по материалам следственного дела картина убийства 3-х членов комиссии Поместного Собора – архиепископа Василия (Богоявленского), архимандрита Матфея (Померанцева) и А. Д. Зверева. Они прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Российских в 2000 г. В данном контексте не случайной выглядит тема магистерского сочинения будущего сщмч. Василия Богоявленского. Во Второй Маккавейской книге, как нигде в Ветхом Завете, раскрывается тема воскресения мертвых, в частности, в описании мучений старца Елеазара, семи братьев и их матери (2 Мак. 6–7). В этих главах представлено кажущееся бессилие исповедника перед мощью карающей государственной машины, из которого, однако, мученик выходит победителем, несмотря на смерть, которая описывается как новое рождение. О смысле постигших народ бедствий свящ. Василий писал: «Идея возмездия еврейскому народу за его грехи прямо сказывается и в речах мучеников. …<Они> сознаются, что пострадали за грехи свои и смотрят на гонения, постигшие народ, как на наказания, назначенные Самим Богом, за которыми по вразумлении наступят новые времена благодати и спасения»[21].

 

 

Логунова Елена Анатольевна,

преподаватель Черниговского духовного училища,

Славутич, Украина

 

 

Источник: Священномученик Володимир (Богоявленський) і початок гонінь на Православну Церкву в XX столітті. Матеріали Міжнародної наукової конференції (7–8 лютого 2018 р.) / Ред. та упоряд. С. В. Шумило / Свята Успенська Києво-Печерська Лавра, Національний Києво-Печерський історико-культурний заповідник, Київська духовна академія і семінарія, Міжнародний інститут афонської спадщини – К., 2019.

 

[1] Емельянов Н. Е. 30 000 за Христа пострадавших в Базе данных ПСТГУ. Анализ подвига русского народа // Материалы Международной научной конференции «1917-й: Церковь и судьбы России. К 90-летию Поместного Собора и избрания Патриарха Тихона». М., 2008. С. 222-223.

[2] ГАРФ. Ф. 9440 (Судебный следователь Пермского окружного суда по важнейшим делам). Оп. 1. Д. 2 (Материалы следствия об убийстве ряда лиц духовного звания). А также: Ф. р-4369 (Министерство юстиции. Временное сибирское правительство). Оп. 5. Д. 847.

[3] О нем см. : Священномученик Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский и Нежинский. Материалы к жизнеописанию / Сост. и авт. вступ. ст. Е. А. Логунова, А. Ф. Тарасенко. М., 2014; Шумило С. В. Претерпевший до конца. Памяти архиепископа Василия (Богоявленского) Черниговского и Нежинского // Троицкий вестник. № 8 (28). Август 1996. С. 3-4; Королев В. А. Царственный венец. Жизнеописание архиепископа Василия (Богоявленского). Пермь, М., 2016.

[4] Кандидатское сочинение: Богоявленский В., свящ. Епархиальные съезды духовенства, их деятельность и значение / Приложение к Омским епархиальным ведомостям. Омск, 1902; магистерское сочинение: Богоявленский В., свящ. Вторая книга Маккавейская: опыт исагогического исследования. Казань, 1907.

[5] Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. Обзор деяний. Третья сессия. М., 2000. С. 55.

[6] Сщмч. Андроник, архиеп. Пермский и Кунгурский, 20 июня 1918 г. большевиками был живым закопан в землю, затем расстрелян сквозь слой земли. О нем см. : Королев В. А. Простираясь вперед. Жизнеописание архиепископа Пермского Андроника в документах. Пермь, М., 2013.

[7] Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. Обзор деяний. Третья сессия. М., 2000. С. 193.

[8] Матфей (Померанцев), прмч. // Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 44. С. 376-377.

[9] См. : «Приспело время подвига…». Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. о начале гонений на Церковь / Сост., автор статьи Н. А. Кривошеева. М., 2012. С. 71.

[10] Свободная Пермь. 1919. № 16. С. 3. Прив. По : Королев В. А. Простираясь вперед. С. 637.

[11] Новые мученики Российские. Первое собрание материалов / Сост. Польский М., протопр. Ч. 1. Джорданвилль, 1949. С. 178.

[12] Новые мученики Российские. С. 70.

[13] Балмасов С. С. Красный террор на востоке России в 1918–1922 гг. М., 2006. См. также : Логунова Е. А. Некоторые версии обстоятельств убийства сщмч. Василия (Богоявленского), архиепископа Черниговского [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// chdu.cerkov.ru/2015/02/06/ko-dnyu-pamyati-novomuchenikov-i-ispovednikov/ (дата обращения: 01.02.2018).

[14] К рапорту приложен список убитых чекистами 56 духовных лиц.

[15] Сщмч. Феофан (Ильменский), епископ Соликамский, викарий Пермской епархии. После смерти архиеп. Андроника принял в управление Пермскую епархию. Утоплен большевиками в Каме 23 декабря 1918 г. накануне занятия города белыми войсками.

[16] ГАРФ. Ф. р-4369. Оп. 5. Д. 847. Л. 1-2. См. : Балмасов С. С. Красный террор. С. 136-137.

[17] В документе неправильно указан 1917 г.

[18] ГАРФ. Ф. р-4369. Оп. 5. Д. 847. Л. 9об.-10. См. : Балмасов С. С. Красный террор. С. 144-145.

[19] ГАРФ. Ф. 9440. Оп. 1. Д. 2 (Материалы следствия об убийстве ряда лиц духовного звания).

[20] Матфей (Померанцев), прмч. С. 377.

[21] Богоявленский В., свящ. Вторая книга Маккавейская: опыт исагогического исследования. Казань, 1907. С. 47-48.

База данных репрессированных 

Обновления в Базе данных репрессированных
Даценко Георгий, убиенный протоиерей

Даценко Георгий Павлович

Оставить отзыв
Дата рождения:
21 апреля 1869 г.
Место рождения:
с. Новопавловка, Павлоградский уезд, Екатеринославская губерния
Сан или должность:
Протоирей
Образование:

Духовная семинария 

Служение:

Екатеринославская губерния, Александровский уезд, с. Балабино-Петровское 

Петро-Павловская церковь 

священник

 

Екатеринославская губерния, Александровский уезд, с. Вознесеновка

священник 

 

Екатеринославская губерния, Павлоградский уезд, с. Орловщина 

Покровская церковь

священник 

Аресты:

4 января 1938 г., с. Орловщина Павлоградского уезда Екатеринославской губернии - по обвинению в том, что был участником польской контрреволюционной шпионской организации в г. Новомосковске, проводил контрреволюционную пропаганду против советской власти, принял задание по созданию контрреволюционного повставческого центра. 

Осуждения:

27 марта 1938 г. - осужден по первой категории (протокол № 50). Обвинялся в преступлениях, предусмотренных статьями 54-б, 54-10, ч.2 и 54-11 Уголовного Кодекса УССР. 

Кончина:
15 апреля 1938 г. - расстрелян.
Место захоронения :
Место массового погребения жертв репрессий на окраине г. Днепр - 9 км, Запорожское шоссе
Заявитель:

Азарова Виктория Владимировна, правнучка Даценко Георгия Павловича

Читать далее
Михаил Пухальский, убитый священник

Пухальский Михаил Павлович

Оставить отзыв
Дата рождения:
ок. 1868 г.
Место рождения:
м. Кривой Рог, Херсонский уезд, Херсонская губерния
Сан или должность:
священник
Образование:

Одесская духовная семинария (1885-1893) 

Окончил со званием студента

Служение:

Херсонская губерния, Херсонский уезд, с. Владимировка 

Николаевская церковь (сентябрь 1893 – 1 ноября 1903) 

второй священник 

 

Херсонская губерния, Херсонский уезд, м. Большая Александровка

Александро-Невская церковь (1 ноября 1903 – 28 октября 1907) 

священник 

 

Херсонская губерния, Херсонский уезд, м. Кривой Рог 

Рождество-Богородичный молитвенный дом  (28 октября 1907 – март 1918) 

священник, заведющий и законоучитель церковно-приходской школы 

Рукоположение:

Диакон, 1893 г. 

Священник, 1893 г. 

Награды:
  • набедренник (1899 г.) 
  • скуфья (1908 г.) 
Кончина:
март 1918 г. - после пыток убит вместе с супругой Марией в церковном доме местным бандитом Никитой Тетиором
Место захоронения :
кладбище у Николаевской церкви м. Кривой Рог. Могила перенесена в 1930-е гг., утрачена.
Публикации:

Божко А.А. Храм Рождества Пресвятой Богородицы (1886–2012): Исторический очерк / Алексей Алексеевич Божко. — Кривой Рог, 2012. 

Божко О.О. Життя і мученицька кончина криворізького священика Михаїла Пухальського (†1918) // Сучасні соціально-гуманітарні дискурси: Матер. IV Всеукр. наук. конфер. з міжнар. участю. (м. Дніпропетровськ, 22 березня 2014 р.): у 3-х частинах. – Д.: ТОВ «Інновація», 2014. – ч. 3. – С. 12–15. 

Заявитель:

иеромонах Митрофан (Божко)

Читать далее
Диодор Якубович, репрессированный протоиерей

Якубович Диодор Евграфович

Оставить отзыв
Дата рождения:
8 мая 1868 г.
Место рождения:
с. Татаровка, Елисаветградский уезд, Херсонская губерния
Сан или должность:
Митрофорный протоиерей
Образование:

Елисаветградское духовное училище (1880-1884) 

Одесская духовная семинария (1884-1890) 

Окончил со званием студента 

Служение:

Херсонская губерния, Херсонский уезд, с. Шестерня 

Рождество-Богородичная церковь (1890 - 21 апреля 1897) 

второй священник; старший священник. 

 

Херсонская губерния, Херсонский уезд, м. Кривой Рог 

Покровская церковь (21 апреля 1897 - 26 января 1918) 

священник, заведующий и законоучитель церковной школы

Криворожское коммерческое училище (с 1912 г.) 

законоучитель 

 

Херсонская губерния, г. Одесса

Епархиальный церковно-утварный склад при Херсоно-Одесском  епархиальном доме (с 26 января 1918) 

заведующий 

Димитриевская церковь при Херсоно-Одесском епархиальном доме (с 26 января 1918) 

священник 

Вознесенская Мещанская церковь (1920-е - 1930-е)

священник 

 

г. Одесса (1924 - 1928)  

С момента административной ссылки архиепископа Онуфрия (Гагалюка) до прибытия в Одессу архиепископа Анатолия (Грисюка) фактически осуществлял руководство епархией на месте. 

Рукоположение:

Диакон, 1890 г. 

Священник, 1890 г. 

Награды:
  • набедренник (17 декабря 1894 г.) 
  • скуфья (14 февраля 1901 г.) 
  • камилавка (6 мая 1905 г.) 
  • наперсный крест (6 мая 1913 г.) 
  • митра (до 27 декабря 1937 г.) 
Аресты:

1921 г. - по обвинению в расхищении церковного имущества;

1926 г. - по обвинению в контрреволюционной деятельности;

27 декабря 1937 г. - по обвинению в систематическом проведении контрреволюционной агитации. 

Места проживания:

На 27 декабря 1937 г. - г. Одесса, ул. Мечникова 68/1. 

Осуждения:

27 декабря 1937 г. Судебной Тройкой при УНКВД по Одесской области приговорен к расстрелу. 

Кончина:
30 декабря 1937 г. - расстрел, г. Одесса
Место захоронения :
г. Одесса
Публикации:

Божко О.О. Від ясел до Голгофи: життєвий шлях настоятеля Покровської церкви на Карнаватці протоієрея Діодора Якубовича (1868–1937) // Наддніпрянська Україна: історичні процеси, події, постаті. — 2014. — Вип. 12. — С.229–235. 

Евфросин (Билаш), архим. Одесский мартиролог: идеологический
противник не имеет национальности, пола и возраста… Часть 6.
 (Дата
публикации – 25.12.2012). 

Митрофан (Божко), иерод., Охинченко А.Ф. Покровская церковь на Карнаватке (1884–1964–1999–2014): Исторический очерк. — Кривой Рог, 2016.  

Михальченко В.А. Духовенство Одессы: 1794–1925. – Одесса, 2012. 

 

Заявитель:

иеромонах Митрофан (Божко) 

Читать далее

Яхонтов Николай Николаевич

Оставить отзыв
Дата рождения:
ок. 1874 г.
Сан или должность:
священник
Образование:

Духовная семинария

Окончил семинарию со степенью студента

Служение:

Литовская епархия, г. Ковно (1896 – 1902)

священник

Витебская губ., Городецкий у., г. Козянск (1902 – 1903)

священник 

Во время служения в Козянском приходе о.Николай построил церковно-приходскую школу, создал Общество трезвости с Уставом, утвержденным архиереем и приходское попечительство. В дошедшем до нас письме о.Николая он вспоминает о служении в этом приходе:
    "Будь я здоров — ни за что не оставил бы прихода, где чувствовал себя поистине служителем Божиим, духовным руководителем народа! А приход, — какое это обширное поле для самостоятельной деятельности пастыря?! Благодарение Господу, есть на этом поле и моя бороздка, орошенная трудовым потом... Молю Бога дать мне прежнюю силу и энергию, чтобы с пользою трудиться на новом поприще моего служения. Сижу сейчас за столом, строчу это письмо, а мыслями невольно переношусь в свой прежний приход, пред моими глазами стоит и храм...и дом, и мужички мои... с укором смотрят на меня, за что я оставил их".

Польша, Плоцкая губ., г. Серпец, 48-й Драгунский Украинский полк (1903 – 1907)
полковой священник 
 

В 1903 г. полк стоял в г. Серпеце Плоцкой губ., Польша.
Из письма отца Николая:
    "Сегодня у нас в Серпеце происходило великое церковное торжество: после заупокойной литургии крестный ход в преднесении креста, хоругвей и икон с пением Пасхального канона, направился от полковой церкви по улицам нашего богоспасаемого городка к кладбищу для того, чтобы почтить память усопших братьев наших по вере и приветствовать их с радостью о воскресшем Христе, победителе смерти. Погода благоприятствовала ходу. Певчие славно пели, чередуясь с хором трубачей, игравших "Коль славен", солдатики стояли по обоим сторонам пути и вместе с офицерами, примыкали к шествию. Неизвестно откуда набралась огромная толпа народа. Кроме военных, участвовали в ходу и чиновники городской администрации. На гарнизонном кладбище была отслужена общая панихида, после чего крестным ходом в прежнем порядке вернулись обратно в церковь...
    Оказалось, что здесь раньше крестных ходов не устраивалось вовсе. А напрасно: большинство солдатиков из русских губерний, где на Радоницу, после Литургии, совершались крестные ходы на кладбище, и их родные традиции следует, по моему мнению, поддерживать. Солдатики были рады ходу, многие из офицеров высказывали мне свое удовольствие по поводу устройства хода на кладбище".
 

227-й пехотный Балашский резервный полк (1907 – 1910)

194-й пехотный Троицко-Сергиевский полк 49-й пехотной девизии (1910 – 1917)
полковой священинк, с 1916-го — благочинный дивизии

Полк участвовал в боях на территории современной Украины (1-е и 2-е  Ковельское сражение, Августовская операция русского Юго-Западного фронта в составе Брюсиловского прорыва, взятие Галича, взятие Львова, Галич-Львовская операция, Доброноуцкое сражение (Окненский прорыв) 9-й русской армии в составе Брюсиловского прорыва, Ковельское сражение).
Всю войну 1914–1917 гг. о. Николай провел на позициях.
По воспоминаниям современников, отец Николай Яхонтов был хорошим проповедником и оратором, постоянно писал свои заметки в журнале "Вестник".

Пермь, церковь Троице-Сергиевского полка (бывшая полковая) — до 17.12.1918 г.
настоятель, протоиерей

Рукоположение:

Протоиерей (1918)

Награды:
  • набедренник (1903)
  • скуфья (17.01.1905)
  • благословение Св. Синода, с грамотою (1909)
  • камилавка (1911)
  • золотой наперсный крест на Георгиевской ленте из Кабинета Е.И.В. "за отличие в бою под городом Хырован в Галиции в декабре 1914 г." (02.07.1915)
  • орден Св.Владимира 4-й ст. с мечами "за отличие в бою под городом Хырован в Галиции в декабре 1914 г." (02.07.1915)
  • орден Св.Анны 2-й ст. с мечами (1915)
Кончина:
17.12.1918 г. (Пермь). После жестоких пыток и издевательств утоплен в р.Каме в ночь на 4 (17) декабря 1918 г. вместе со связанным с ним протоиереем Иоанном Пьянковым.
Публикации:

1. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996 г.. Кн. 2. С. 113.
2. Ильинский П. Всемирные заговорщики. Новониколаевск, 1919 г..
3. Пермские Епархиальные Ведомости. Пермь, 1919 г. № 1. 15 (28) марта. С. 13–19.
4. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000 г.
5. Вспомним всех поименно // Православная Пермь. Пермь, 1999. Ноябрь. № 11 (36). С. 4.
6. martyrs.pstbi.ru

Заявитель:

1. Руди Татьяна Р.
Адрес рабочий: СПб (199034), наб.Макарова, 4, Пушкинский Дом, т.328–19–01
2. Лобанов Димитрий (предоставил фото полка)
3. Капков Константин Геннадиевич, исследователь

Читать далее

Иоанн (Доброславин Иван Михайлович)

Оставить отзыв
Дата рождения:
30.03.1871
Место рождения:
с. Василевка Нижегородская губ., Лукояновский у. (ныне Починковский район, Нижегородская область).
Сан или должность:
епископ
Образование:

Нижегородское духовное училище

1886 г. - по I разряду окончил Нижегородское духовное училище с правом поступления в духовную семинарию без экзаменов.

Нижегородская Духовная Семинария

1893 г. - окончил Нижегородскую духовную семинарию по 2-му разряду.

Казанская духовная академия

Прослушал курс науки в Казанской духовной академии.

Служение:

Нижегородская губ., Сергачский у., с.Сыченка, Михаило-Архангельская церковь 

3 декабря 1893 года определён и 4 февраля 1894 года рукоположен во священники.

С сентября 1897 года по сентябрь 1898 года состоял учителем, заведующим и законоучителем местной церковно-приходской школы.

Черниговская епархия

12 февраля 1914г. определен настоятелем Новгород-Северского монастыря Черниговской епархии, после чего пострижен в монашество. Возведен в сан архимандрита.

16 октября 1916 г. епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии.

В 1922г. признал обновленческое ВЦУ.

В феврале 1923г. назначен епикопом обновленческим Конотопским, викарием Черниговской обновленческой епархии.

В том же 1923г. принес покаяние Патриарху Тихону и оставлен на той же кафедре.

С 1923 года — епископ Конотопский, викарий Черниговской епархии.

В ссылке 26 марта 1924г. уволен на покой.

Нижегородская о. (Нижегородский край, Больше-Маресьевский р.), с.Глушенки, Михаило-Архангельская церковь 

Служил приходским священником.

Рукоположение:

4.02.1894 г. - рукоположен в сан иерея

1914 г. - иеромонах, архимандрит

16 октября 1916 года в Новгород-Северске хиротонисан во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии. Хиротония состоялась в Новгород-Северске.

Аресты:

1923 г. , Черниговская губ., г. Конотоп. 

17.11.1937, Нижегородская о. (Нижегородский край, Больше-Маресьевский р.), с.Глушенки 

Места проживания:

с. Василевка Нижегородская губ., Лукояновский у. (ныне Починковский район, Нижегородская область).

Нижний Новгород (с 1880-х по 1893)

Нижегородская губ., Сергачский у., с.Сыченка, Михаило-Архангельская церковь (1893-1914)

г. Новгород-Северский Черниговской губернии (1914-1923)

г. Конотоп Черниговской губернии (1923)

Нижегородская область (Нижегородский край, Больше-Маресьевский р.), с. Глушенки (1924-1937)

Осуждения:

В 1923 году выслан в Нижний Новгород без права выезда.

17.11.1937 г. Обвинение - "контрреволюционная агитация" 
Приговор - высшая мера наказания — расстрел.

Места заключения:

1923 г. , Черниговская губ., г. Конотоп. 

ноябрь-декабрь 1937 г. Нижний Новгород (Горький)

Кончина:
14.12.1937 г. расстрелян в Нижнем Новгороде
Публикации:

1.    Кирьянов Николай. Список канонических архиереев проживающих в России. Список архиереев впавших в «обновленческий» раскол. Москва. 1924.    // Из истории Российской иерархии. Статьи и документы. - М.: Изд. Православного Свято - Тихоновского Богословского института. - 2002. - СС. 191 - 201. С. 195: «Иоанн бывший Конотопский», с пометкой означающей «бывших в «обновленческом» расколе и покаявшихся».

2.    Иерархия Российской Православной Церкви. Просмотрен и исправлен Святейшим Патриархом Тихоном 12/25 окт. 1918г./ Публикация П.Н. Грюнберга и Ф.А. Гайды.// Из истории Российской иерархии. Статьи и документы. - М.: Изд. Православного Свято - Тихоновского Богословского института. - 2002. - СС. 169 - 181. С. 177: «Черниговская - Епископ Черниговский и Нежинский Пахомий... Викарии: Епископ Новгородсеверский Иоанн (1916 октября 16), Новогород-Северск; Епископ Сатродубский    , г. Чернигов».

3.    “Церк. Вед.” 1914, № 8, с. 55, 1916, № 40, с. 357.

4.    “Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год”, с. 176-177.

5.    ФПС I, № 71, с. 3, II, с. 2.

6.    ФАМI, № 119, с. 10.

7.    Игумен Климент (Вечеря). Киевский князь - мученик.// Православная газета. (Официальное издание Украинской Православной Церкви). - 2005 г. - Февраль - № 5 (113) (С. 8-9: «В книге посетителей Зверинецких пещер осталась следующая запись: «Волей Божией, в понедельник 6 июля 1926 года, в Нижнем Новгороде, в Кресто - Воздвиженском монастыре, Высокопреосвященнейшим Сергием, Митрополитом Нижегородским, который занимает место блюстителя Патриаршего Престола, соборно с епископами Григорием Печерским, викарием Нижегородским и Иоанном Конотопским во время Божественной литургии хиротонисан во Епископа Дмитровского, викария Курской епархии. Епископ Иоасаф». (Иоасаф Живахов (- 1937)

8.    СПИСОК ПРАВОСЛАВНЫХ КЛИРИКОВ, УБИТЫХ И КАЗНЕННЫХ В СССР ЗА 1917—1930 гг. // Б. а. Красный террор по материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний болыневиков./Под ред. докторов исторических наук Ю. Г. Фелыптинского и Г.И. Чернявского. - ..., ...г. - ...с. (С....: «Иоанн Доброславин — епископ бывший Конотопский, викарий Черниговский— в 1923 году выслан в Нижний Новгород без права выезда»).

9. Во имя правды и достоинства Церкви. Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского./ Авт. - сост. А.В. Журавский. - М., Изд. Сретенского монастыря, 2004. - 864 с., илл. (с. 158, примечание 75: РГИА. Ф. 796, Оп. 204, I отд., V ст., д. 132, лист 167: епископ Иоанн упоминается , как назвавший имя митрополита Кирилла кандидатом в члены Предсоборного Совета (решение Свят. Синода от 8 мая 1917 г. - с. 131; имена нескольких кандидатов подавались письмом или телеграммой). Еп. Иоанн - викарий (!); С. 289, примеч. 46: РГИА, Ф. 831, On. 1, Д. 46, лист 17¬18 об.: « 10) Иоанн, епископ Новогород - Северский, викарий Черниговской епархии» (С. 177: Один из 29 кандидатов выдвинутых на Нижегородскую кафедру «благочинническими собраниями духовенства и мирян, корпорациями педагогов духовно - учебных заведений и братией мужских(!) монастырей Нижегородской епархии» По указу Свящ. Синода от 11 (24) апреля 1918 года). С. 178: «В числе выдвигаемых оказалось 29 кандидатов (22 архиерея, два архимандрита, один протопресвитер, три вдовых священника и один мирянин». Нет сведений, что при голосовании за еп. Иоанна были отданы голоса, избран Митрополит Кирилл (Смирнов).

10. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.3. С.291.

11. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.974.

12. Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т.9. М., 1997. С.741.

13. Лысковская епархия. Официальный сайт. Клирики. Д. 

14. База НИЦ "Мемориал". Дополненная версия.

15. Сайт А.А.Бовкало. Выпускники Нижегородской духовной семинарии.

16. Сайт А.А.Бовкало. Выпускники Нижегородского духовного училища.

17. БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"

 
 

Документы:

ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.81.

Читать далее
Дамаскин (Цедрик Дмитрий Дмитриевич)

Дамаскин (Цедрик Дмитрий Дмитриевич)

Оставить отзыв
Дата рождения:
29 октября 1878 года
Место рождения:
местечко Маяки Одесского уезда Херсонской губернии (ныне село в Одесском районе Одесской области)
Сан или должность:
Епископ
Образование:

Херсонское духовное училище (1887-1893)

Одесская духовная семинария (1893-1895)

В 1895 году перешёл в Херсонскую учительскую семинарию.

В 1902 году окончил миссионерские курсы при Казанской духовной академии

Владивостокский Восточный институт (1905-1909)

Киевская духовная академия (1918-1919), окончил два курса.

Служение:

Казань

  • Управлял хором Спасского монастыря (1902г.)

Забайкальская о., г.Чита, Читинское миссионерское училище 

  • Заведующий (26 октября 1902 г.-15 ноября 1903 г.)

Забайкальская о., Читинский округ (Читинская о., Агинский Бурятский АО), Агинский Николаевский и Иргенский (Знаменский) миссионерские станы 

  • Миссионер (с 15 ноября 1903 г.)

Забайкальская о., Баргузинский округ, Курумкано-Гагаринский миссионерский стан 

  • Миссионер (с 1 января 1904 г.)

Забайкальская о., Иргенский миссионерский стан

  • Миссионер (с 10 июня 1904 г.)
  • 22.01.1907— уволен из Забайкальской епархии

Владивосток 

  • 2.09.1905 откомандирован с оставлением в должности для поступления во Владивостокский Восточный институт
  • 12.09.1905 году зачислен слушателем на курсы Восточного института во Владивостоке. Одновременно исполнял обязанности учителя пения (11.11.1905-7.11.1906) и законоучителя (с 16.09.1906) во Владивостокской мужской гимназии
  • 1.02.1907 г. принят на службу во Владивостокскую епархию с причислением к Владивостокскому архиерейскому дому, исполнял должность настоятеля храма Восточного института, служил в храме на станции Седанка (пригород Владивостока).
  • 1.07.1907 г. назначен настоятелем Петропавловского собора на Камчатке, и. д. благочинного Камчатского и Гижигинского округов, а также председатель местного отделения Епархиального училищного совета и окружной наблюдатель церковных школ.
  • 2.08.1907г. освобожден от назначения на Камчатку, причис­лен к архиерейскому дому во Владивостоке.
  • С ноября 1908 года - настоятель храма Владивостокской мужской гимназии.
  • 3.07.1909 г. уехал из Владивостока в отпуск в в Санкт-Петербург, предполагая поступить на 4-й курс восточного факультета Санкт-Петербургского университета.
  • Участвовал в Съезде русских людей, проходившем 27 сент.- 4 окт. 1909 г. в Москве по инициативе прот. сщмч. Иоанна Восторгова.
  • 12.11.1909 г. телеграмма из канцелярии Св. Синода архиепи­скопу Евсевию о намерении о. Дамаскина поступить на 4-й курс Вос­точного факультета Петербургского университета.

Астраханская губ., Черноярский у., с.Болтун-Сан

  • 31.05.1910 г. назначен миссионером в село Болхуны (Болтун-Сан) Черноярского уезда Астраханской губернии.
  • 20.10.1911 г. уволен от службы в Астраханской епархии

Донская епархия

  • 20.10.1911 г. принят в Донскую епархию, вел миссионерскую работу среди калмыков.
  • 1913—1914 — состоял на службе в Донском архиерейском доме.

Кавказский фронт Первой Мировой войны 

  • Во время первой мировой войны с 1914 служил в отряде Красного Креста на Кавказском фронте, сначала на Ванском направлении. Начальник врачебно-питательного отряда Красного Креста.
  • 1916-1917 гг. начальник отряда по борьбе с заразными болезнями на Джульфинском направлении.

Москва

  • 7-14 июля 1917 г. участвовал в съезде ученого монашества, проходившем в Московской духовной академии.

Юго-Западный фронт Первой Мировой войны 

  • В 1917 году санитар и войсковой священник 10-го армейского запасного полка на Юго-Западном фронте.
  • 9 мая 1918 году демобилизован.

Киев (1918-1919)

  • Зачислен студентом в Киевскую духовную академию. Митрополитом Киевским Антонием (Храповицким) был назначен епархиальным миссионером.
  • 1919 - принят в число братии Михайловского Златоверхого мона­стыря г. Киева.
  • После отступления осенью 1919 года из Киева войск генерала А. И. Деникина он переехал в Крым.

Таврическая губ., Крым 

  • 1919 (конец года) - 1920 (начало года) - назначен настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря архиепископом Димитрием (Абашидзе). По отзыву архиепископа Никодима (Кроткова), в Крыму архимандрит Дамаскин ревностно отстаивал интересы Церкви перед властями, зарекомендовал себя живым и деятельным человеком, "любителем благостного богослужения (он прекрасный чтец и певец), проповедником усердным и умелым практическим деятелем"
  • Имел пребывание на подворье Георгиевского монастыря в г. Екатеринодаре.
  • 1922 г. - возведен в сан архимандрита архиепископом Таврическим Димитрием (Абашидзе).

Москва, Данилов мужской монастырь 

  • После освобождения из заключения (1923г.) выехал в Москву, где проживал в Даниловом монастыре

Черниговская епархия 

  • 19.11.1923 г. хиротонисан во епископа Глуховского викария Черниговской епархии в Даниловском монастыре. Хиротонию воз­главлял св. Патриарх Тихон, назначен в. у. Черниговской епархией.
  • В январе 1924г. епископ Дамаскин прибыл в г.Глухов.
  • Им была организована деятельность епархиального управления и канцелярии, викарных и благочинных управлений, совершено много поездок по епархии.

Харьков

  • После ареста и заключения был выслан в г. Харьков; проживал в г. Харькове (1924г.).
  • 25.08.1925 г. участвовал в совершении хиротонии во еписко­па Прилукского архимандрита Василия (Зеленцова) в г. Полтаве.

Москва

  • Сентябрь 1925 г. выслан в Москву, проживал в Даниловом монастыре.

Енисейская губ., Туруханский у., станок Полой (в устье Енисея за Полярным кругом) (1926-ноябрь 1928гг.)

Красноярск

  • Осень 1926 - проживал в г. Красноярске, ожидая отправки в ста­нок Полой; служил в храмах г. Красноярска.
  • 1927 - встречался с митрополитом Кириллом (Смирновым), со­сланным в станок Хантайка.
  • В декабре 1928 году освобожден с ограничениями в выборе места жительства.
  • По дороге из ссылки 11 декабря 1928 года в Москве имел беседу с митрополитом Сергием (Страгородским), после которой начался отход святителя Дамаскина от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и учрежденного им Синода.

г. Стародуб, Брянская обл.

  • С конца 1928 года жил в ранее входившем в состав Черниговской епархии городе Стародубе, служил в Иоанно-Предтеченской церкви.
  • В апреле 1929 года, получив распоряжение митрополита Сергия о необходимости предоставления духовенством в органы власти сведений о церковных общинах, прекратил поминовение митрополита Сергия за богослужением. В мае обратился к митрополиту Сергию с письмом, в котором писал, что издание "Декларации" означало отказ от достоинства и внутренней свободы Церкви.
  • Май 1929 г. - получил приглашение от ленинградского митрополи­та Серафима (Чичагова) быть его помощником, от предложения от­казался.
  • Летом 1929 г. при помощи диакона Кирилла Цокота, мон. Ирины (Буровой) и др. передал Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Петру (Полянскому), отбывавшему ссылку в пос. Хэ Тобольского округа, свое послание, а также копии переписки митрополита Кирилла (Смирнова) с Заместителем Патриаршего Местоблюсти­теля митрополитом Сергием (Страгородским) и писем других архиереев, выражавших критическое отношение относительно июльской декларации 1927 г. Хотя митрополит Петр не дал тогда письменного ответа на вопрос о своем отношении к происходившим в Церкви событиям, епископ Дамаскин утверждал, что на словах Местоблюститель осудил действия своего Заместителя. 14 октября епископ Дамаскин написал 2-е письмо митрополиту Сергию (Страгородскому), в котором сообщил, что разрывает с ним литургическое общение.
  • Епископ Дамаскин поддерживал связи с даниловской группой и др. непоминающими, но не примыкал ни к одному из движений, оппозиционных митрополиту Сергию (Страгородскому), заявляя, что до получения разъяснений от Патриаршего Местоблюстителя остается «сдерживающим началом» в Церкви. В кон. 20-х - 30-х гг. ХХ в. владыка Дамаскин написал и разослал около 150 посланий, в которых противопоставлял Церкви как административной структуре, нуждающейся в государственной легализации, Церковь как «богоучрежденный и таинственный союз всех верующих во Христа». Первоначально он не поддерживал распространенное среди радикальных противников митрополита Сергия (Страгородского) мнение о его безблагодатности, позднее позиция епископа Дамаскина стала более жесткой.

г. Херсон

  • Конец ноября 1933 г. - освобожден из Соловецкого лагеря как пол­ный инвалид.
  • 1 января 1934 г. прибыл в Херсон. В конце февраля на приеме у заведующего отделом по делам религиозных культов при ВУЦИК сообщил, что не намерен заниматься церковно-административной деятельностью, после чего переехал в окрестности Глухова - жил в с. Берёза и на хуторе Светлом.

г. Нежин, Черниговская обл.

  • Поселился в Нежине, будучи прописан в г. Херсоне. В этот период продолжал переписку со своими единомышленниками, в т. ч. с Угличским архиеп. сщмч. Серафимом (Самойловичем), встречался в Киеве с прп. схиархиеп. Антонием (Абашидзе). В феврале посетил митр. Кирилла (Смирнова) в Гжатске (ныне Гагарин), где ознакомился с письмами патриаршего Местоблюстителя митр. Петра (Полянского) к митр. Сергию. Митр. Петр предлагал своему Заместителю «исправить допущенную ошибку... устранить и прочие мероприятия, превысившие Ваши полномочия» (Акты свт. Тихона. С. 681). Епископ Дамаскин воспринял эти слова как основание для прекращения полномочий Заместителя Местоблюстителя, не обращая внимания на то, что митр. Петр призвал митр. Сергия продолжать руководство церковной жизнью (Там же. С. 691).

Архангельск

  • Отбывая ссылку в Архангельске, летом 1935 г. по переданной в письме просьбе архиеп. Серафима (Самойловича) принял под свое окормление значительную часть последователей отделившегося от митр. Сергия (Страгородского) Глазовского епископа исповедника Виктора (Островидова) в Вятской (Кировской) епархии; передал обращение к вятскому духовенству о подчинении себе как правящему архиерею и о недопущении перехода клириков из прихода в приход.

г. Киров

  • Находясь в тюрьме в Кирове, написал развернутую объяснительную записку в особое совещание при НКВД СССР о «ненормальном положении верующих граждан СССР», в котором обвинил государственные органы в «неконституционных формах отношений к Церкви».

 

Рукоположение:

9.06.1902 г. принял монашеский постриг с именем Дамаскин

иеродиакон 10.06.1902 г.

иеромонах 30.06.1902 г., рукоположен в г. Перми

архимандрит 1922 г., возведен в сан архимандрита архиепископом Таврическим Димитрием (Абашидзе)

епископ 19.11.1923 г., хиротонисан во епископа Глуховского викария Черниговской епархии в Даниловском монастыре. Хиротонию воз­главлял св. Патриарх Тихон

 

Награды:

набедренник 22.01.1905

наперсный крест 13.05.1913

орден Св.Анны 3-й степени 1916
 
орден Св.Анны 2-й степени 1917 

Аресты:

  • 1918 г. арестован в Орловской губ., приговорен к расстрелу, избежал казни.
  • 5.11.1922 г. в Симферополе привлечен к суду вместе с уволенным на покой архиеп. Димитрием (Абашидзе), управляющим Таврической епархией архиеп. сщмч. Никодимом (Кротковым), Севастопольским еп. сщмч. Сергием (Зверевым) и др. священнослужителями. Оправдан Верховным судом Крымской АССР.
  • В нач. 1923 г. вновь был арестован и судим трибуналом Верховного суда Крыма по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей.
  • 15.09. 1924 г. арестован в г. Нежине Черниговской губ., помещен в черниговскую тюрьму. Обвинялся в организации нелегальных структур церковного управления, в выступлениях против обновленчества и поминовении за богослужением находившихся в заключении епископов. 14 мая 1925 г. архиерей был освобожден.
  • В июле 1925 г. подвергся кратковременному аресту за «контрреволюционную пропаганду».
  • В августе 1925 г. привлечен к следствию по делу «Воздвиженской Неплюевской монархической организации».
  • 30.11.1925 г. арестован с большой группой архиереев по делу Патриаршего Местоблюстителя Крутицкого митрополита сщмч. Петра (Полянского), обвиняли в участии в нелегальном «Даниловском синоде». В ноябре 1928 г. был освобожден с ограничениями в выборе места жительства.
  • 27.11.1929 г. арестован в Стародубе как «руководитель церковной контрреволюционной группировки». Обвинялся в «организации активного противодействия мероприятиям соввласти, направленным против церкви», в «подготовке перехода всей церковной деятельности в подполье (катакомбы)» и в «контрреволюционной оппозиции митрополиту Сергию». Освобожден по инвалидности в конце ноября 1933 г.
  • 1.08.1934 г. арестован в Нежине Черниговским областным управлением НКВД по обвинению в том, что «проводил организационную работу, направленную против мероприятий советской власти» и «являлся членом нелегальной контрреволюционной организации церковников «Истинно-православная церковь»». 
  • 3.03.1936 г. арестован в Архангельске по обвинению в том, что «нелегально возглавил «Вятскую епархию православной церкви» викторианской ориентации, нелегально руководил таковой через к[онт]р[революционную] группу церковников, давая им указания к[онт]р[революционного] характера». В апреле направлен в распоряжение УНКВД по Кировскому краю. Отверг все предъявленные ему обвинения.
  • 13.08.1937 г. арестован в Бурминском отделении Карагандинского ИТЛ (Казахстан) по обвинению в «антисоветской агитации и организации нелегальных сборищ». Поводом для ареста стало празднование епископом Дамаскином и его соузниками Пасхи. Виновным себя не признал. 

 

Осуждения:
  • 1918 г. приговорен к расстрелу, избежал казни.
  • 5.11.1922 г. в Симферополе привлечен к суду, оправдан Верховным судом Крымской АССР.
  • В нач. 1923 г. судим трибуналом Верховного суда Крыма по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, несколько месяцев находился в тюрьме, освобожден и выслан за пределы республики Крым.
  • 15.09.1924 г. арестован и помещен в черниговскую тюрьму. Обвинялся в организации нелегальных структур церковного управления, в выступлениях против обновленчества и поминовении за богослужением находившихся в заключении епископов. Православные общины Чернигова, Глухова, Нежина и Новгорода-Северского обращались с ходатайствами о назначении над епископом суда или, при отсутствии обвинения, - о его немедленном освобождении. "Убеждение общин верующих непоколебимо в том, что с личностью епископа Дамаскина ни в коем случае не может быть связано преступное деяние, которое требовало бы изоляции епископа и притом изоляции до суда". 14 мая 1925 г. освобожден.
  • В июле 1925 г. подвергся кратковременному аресту за «контрреволюционную пропаганду».
  • В августе 1925 г. привлечен к следствию по делу «Воздвиженской Неплюевской монархической организации» - основанного Н. Н. Неплюевым (1851-1908) Крестовоздвиженского религиозного трудового братства, продолжавшего существовать после революции как сельскохозяйственная артель. Епископ Дамаскин неоднократно посещал Неплюевскую коммуну, видя в ней способ духовной защиты от безбожия. После обыска с владыки Дамаскина была взята подписка с обязательством выехать в Москву.
  • 30.11.1925 г. арестован с большой группой архиереев по делу Патриаршего Местоблюстителя Крутицкого митрополита сщмч. Петра (Полянского), обвиняли в участии в нелегальном «Даниловском синоде». Находился в заключении во внутренней тюрьме ОГПУ и в Бутырской тюрьме. 21 мая 1926 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ссылки в Сибирь. Отбывал срок ссылки вместе с Владимирским архиеп. сщмч. Николаем (Добронравовым) и, возможно, Чистопольским еп. Иоасафом (Удаловым) на Крайнем Севере - в станке (малом поселении) Полой в низовьях Енисея. В ноябре 1928 г. был освобожден с ограничениями в выборе места жительства.
  • 27 нояб. 1929 г. Д. был арестован в Стародубе как «руководитель церковной контрреволюционной группировки», помещен в смоленскую тюрьму. Обвинялся в «организации активного противодействия мероприятиям соввласти, направленным против церкви», в «подготовке перехода всей церковной деятельности в подполье (катакомбы)» и в «контрреволюционной оппозиции митрополиту Сергию». На следствии отверг основанные на доносах обвинения в организации «конспиративных контрреволюционных собраний»; в письме в областной отдел ОГПУ подчеркнул аполитичность «истинного православного» течения в Церкви, писал о бесперспективности борьбы государства с Церковью, поскольку «невозможно уничтожить вековечную идею христианства, ибо она в духе человека». 28 мая 1930 г. осужден Коллегией ОГПУ по Западной обл. на 10 лет ИТЛ. Наказание отбывал в Соловецком ИТЛ на Анзерском острове, освобожден по инвалидности в конце ноября 1933 г.
  • 1.08.1934 г. арестован в Нежине Черниговским областным управлением НКВД по обвинению в том, что «проводил организационную работу, направленную против мероприятий советской власти» и «являлся членом нелегальной контрреволюционной организации церковников «Истинно-православная церковь»». Был помещен в тюрьму в Чернигове. 14 августа направлен в Киев в распоряжение Управления госбезопасности НКВД УССР. На следствии не скрывал своих убеждений, категорически отверг обвинение в участии в контрреволюционных организациях. 15 февраля 1935 г. особым совещанием при НКВД СССР приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. Первоначально отбывал ссылку в Архангельске.
  • 3 марта 1936 г. Д. был арестован в Архангельске по обвинению в том, что «нелегально возглавил «Вятскую епархию православной церкви» викторианской ориентации, нелегально руководил таковой через к[онт]р[революционную] группу церковников, давая им указания к[онт]р[революционного] характера». В апреле направлен в распоряжение УНКВД по Кировскому краю. Отверг все предъявленные ему обвинения. 27 октября 1936 г. особым совещанием при НКВД СССР приговорен к 5 годам ИТЛ.
  • С конца 1936 г. отбывал срок в Бурминском отделении Карагандинского ИТЛ (Казахстан), работал бухгалтером. 13 августа 1937 г. арестован в лагере по обвинению в «антисоветской агитации и организации нелегальных сборищ». Поводом для ареста стало празднование епископом Дамаскином и его соузниками Пасхи. Архиерей виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Карагандинской обл. от 10 сентября 1937 г.

Места заключения:

Крым, г.Симферополь, тюрьма (1923)

Чернигов, тюрьма (15.09.1924-14.05.1925)

Москва, Внутренняя тюрьма ОГПУ (с 30.11.25)

Москва, Бутырская тюрьма (до 17.06.1926)

Енисейская губ., Туруханский у., станок Полой (в устье Енисея за Полярным кругом (1926-1928)

Смоленск, тюрьма (1929-1930)

Соловецкий лагерь особого назначения, остров Анзер (1930-1933)

Чернигов, тюрьма (август 1934)

Киев, тюрьма (1934-1935)

Архангельск (с 1935)

Киров (Вятка), тюрьма (1936)

Казахстан, г.Караганда, Карлаг, Бурминское отделение (1936-1937)

Кончина:
15 сентября 1937 г., 23 часа — расстрелян в Карагандинском лагере. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.
Место захоронения :
Местонахождение могилы неизвестно
Публикации:
  1. Косик О. В. Истинный воин Христов: Книга о священномученике Дамаскине (Цедрике). М.: ПСТГУ, 2009. 384 с.
  2. Л[опушанская] Е. Епископы-исповедники. Сан-Франциско, 1971. С. 36-71;
  3. Польский. Ч. 2. С. 157-163;
  4. Акты свт. Тихона. С. 856-857;
  5. Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 12-14;
  6. Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 282-283;
  7. Пуцко В. Глуховский еп. Дамаскин // Моск. журнал. 2002. № 10. С. 46-47;
  8. Медведев Г. Н., Медведева Н. А. От южного города до «Южного городка» // БСб. 2001. № 8. С. 364-394;
  9. Мазырин А., диак. Сщмч. митр. Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церковной оппозиции: Круг его ближайших последователей // Там же. 2003. № 12. С. 240-255.
  10. Православная энциклопедия, т. 13, 684-687 / http://www.pravenc.ru/text/168696.html
  11. Страница сайта Русское Православие / http://ortho-rus.tk/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2077
  12. БД ПСТГУ Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века / http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMT...lBk
  13. Страница проекта Соловки. Энциклопедия / http://www.solovki.ca/new_saints_12/12_15.php
  14. Страница сайта Псковского Васильевского храма на Горке / http://hramnagorke.ru/orthodox_icons/2076

Труды:

«Совершается суд Божий над Церковью и народом русским...»: Арх. материалы к житию сщмч. Дамаскина, еп. Стародубского // БСб. 2002. № 9. С. 323-375; № 10. С. 432-470; 2003. № 12. С. 280-301.

Документы:
  1. ГАРФ. Ф. 6343. Д. 343;
  2. РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 211, 218;
  3. ЦА ФСБ. Д. 3677, Р-31265;
  4. Архив УФСБ по Брянской обл. Д. П-8979;
  5. Архив УФСБ по Кировской обл. Д. СУ-9730;
  6. ГА Карагандинской обл. Д. 3422;
  7. Архив типографии Джорданвилльского монастыря.
Читать далее
Последние публикации
На Кіровоградщині чекають канонізації мученика–священика, мощі якого знайшли три роки тому

На Кіровоградщині чекають канонізації мученика–священика, мощі якого знайшли три роки тому

Оставить отзыв
В с. Крутеньке на Кіровоградщині три роки тому в склепі під храмом апостола
Читать далее
Митрополит Антоній: «Закликаю молитися за всіх невинноубієнних і постраждалих в роки комуністичних репресій»

Митр. Антоній: «Закликаю молитися за всіх невинноубієнних і постраждалих в роки комуністичних репресій»

Оставить отзыв
7 лютого наша Свята Церква вшановує пам’ять священномученика Володимира (Бо
Читать далее
Можливість прославлення репресованого о. Михаїла Под'єльського розглянули на комісії Бориспільської єпархії

Можливість прославлення репресованого о. Михаїла Под'єльського розглянули на комісії Бориспільської єпархії

Оставить отзыв
Зі справою репресованого в 1937 році настоятеля храму на честь Воскресіння
Читать далее
Церковь Мучеников: гонения на веру и Церковь в ХХ веке

Церковь Мучеников: гонения на веру и Церковь в ХХ веке

Оставить отзыв
«Церковь Мучеников: гонения на веру и Церковь в ХХ веке» - под таким назван
Читать далее
Церква мучеників: гоніння на віру та Церкву у ХХ столітті

Церква мучеників: гоніння на віру та Церкву у ХХ столітті

Оставить отзыв
«Церква мучеників: гоніння на віру та Церкву у ХХ столітті» - під такою наз
Читать далее
5 новых мучеников Сумской и Александрийской епархий, пострадавших в годы советских гонений, канонизируют в УПЦ

5 новых мучеников Сумской и Александрийской епархий, пострадавших в годы советских гонений, канонизируют в УПЦ

Оставить отзыв
Местное почитание 5-ти новых мучеников Сумской и Александрийской епархий, п
Читать далее
На Броварщині вшанували пам’ять розстріляного комуністами священика Михаїла Под’єльського

На Броварщині вшанували пам’ять розстріляного комуністами священика Михаїла Под’єльського

Оставить отзыв
27 листопада 2020 р. при духовно-просвітницькому центрі Воскресенського хра
Читать далее
У Биківнянському лісі під Києвом вшанували пам’ять о. Михаїла Под’єльського та інших жертв комуністичних репресій

У Биківнянському лісі під Києвом вшанували пам’ять о. Михаїла Под’єльського та інших жертв комуністичних репресій

Оставить отзыв
26 листопада 2020 р. з ініціативи Центру вивчення спадщини Новомучеників та
Читать далее
Програма заходів з вшанування жертв радянських репресій у с. Зазим’я Київської  області, 26 – 27 листопада 2020 р.

Програма заходів з вшанування жертв радянських репресій у с. Зазим’я Київської області, 26 – 27 листопада 2020 р.

Оставить отзыв
27 листопада 1937 року у київській в’язниці НКВС був розстріляний настоятел
Читать далее
Семь подвижников, претерпевших гонения за веру в ХХ веке, предлагают канонизировать в УПЦ

Семь подвижников, претерпевших гонения за веру в ХХ веке, предлагают канонизировать в УПЦ

Оставить отзыв
Материалы о семи подвижниках благочестия, претерпевших репрессии и гонения
Читать далее