Священномученик Константин (Дьяков) и его служение на Харьковской кафедре с 1924 по 1934 годы

«Настоящим украшением для Церкви Христовой

является большой сонм новомучеников и исповедников

ХХ века и в их числе новомученики Слободского края.

Святые новомученики среди общего духовного

обнищания богоборческого времени своим личным

примером засвидетельствовали верность Богу даже

до смерти и проявили искреннюю преданность

и жертвенную любовь ко Христу»

Блаженнейший Митрополит

Киевский и всея Украины Онуфрий


Одним из таких примеров является священномученик Константин (Дьяков), который нес свое служение не только в Харьковской епархии, но и в колыбели нашей Церкви – славном городе Киеве. 

Священническое служение священномученика Константина 

21 мая 1864 года[1] - родился в селе Старая Водолага Валковского уезда Харьковской губернии в семье священника Георгия (Дьякова)[2]. При крещении он был наречен именем Константин.

23 октября 1891 года – хиротонисан во священный сан архиепископом Харьковским и Ахтырским Амвросием (Ключаревым, †1901)[3]. До 1897 года[4] служил в Покровском храме Чугуева. После – служил в храме Рождества Христова в Харькове.[5]

Ил. 1 Священник Константин Дьяков (архив Церковно-исторического музея Харьковской епархии) 


В 1919 г., во время гражданской войны, служил при домовой церкви Харьковского коммерческого училища (сейчас Национальный университет им. Ярослава Мудрого). 15 сентября 1921 г. назначен священником кафедрального Благовещенского собора в Харькове, а 23 декабря того же года был опять назначен настоятелем харьковского Христорождественского храма (в это время был возведен в сан протоиерея)
[8]

В Харькове иерей Константин преподавал Закон Божий в 11-м городском приходском училище (1898–1909), в 1-м частном реальном училище (1908–1912), в частной мужской гимназии «Группы преподавателей III Харьковской гимназии» (1908–1919); являлся постоянным членом Харьковского уездного отделения епархиального училищного совета (1899–1919)[6]. Был Членом Ревизионной комиссии Общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Харьковской духовной семинарии[7].

В начале обновленческого раскола протоиерей Константин выступал против обновленцев, в результате чего в 1923 году был арестован, но обвинение предъявлено не было и через 2 месяца он был освобожден[9].

Епископское служение священномученика Константина

После смерти супруги и по настоянию Патриарха Тихона вдовый священник Константин 1 сентября 1924 года был пострижен в монашество в Николо-Перервинском монастыре настоятелем архимандритом Никанором (Морозкиным, †1938). В тот же день возведен в сан архимандрита митрополитом Харьковским Нафанаилом (Троицким, †1933)[10].

В результате ареста митрополита Нафанаила на Харьковскую епархию был назначен архиепископ Иоаникий (Соколовский, †1933), которого вскоре отстранили с кафедры по просьбе клириков и мирян за предосудительный образ жизни. По благословению Патриарха Тихона собрание духовенства, представителей церковного совета и верующих Харькова избрало кандидатом во епископа архимандрита Константина (Дьякова). 13 сентября 1924 года он был наречен, а 21 сентября того же года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, собором епископов во главе со святым Патриархом Тихоном был рукоположен в Москве во епископа Сумского[11], временно управляющего Харьковской епархией[12].

Ил. 2 Епископ Константин, 1925 г. (архив Церковно-исторического музея Харьковской епархии)


По архивным данным епископ Сумской Константин по прибытии в Харьков 20 февраля 1925 года написал в Губернский исполнительный комитет заявление с просьбой зарегистрировать его как правящего епископа. В этом заявлении он писал: «Оставаясь честными и покорными Советской власти гражданами, мы желаем оставаться верными чадами Православной Церкви и Ее законному главе Патриарху … Тихону»[13]. Владыка жил в Харькове по адресу: улица Конторская, дом 6, квартира 3 (здесь же находилось епархиальное управление)[14].

12 апреля 1925 года Епископ Константин подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру[15]. Он отверг незаконно созданный 22 декабря 1925 года Временный Высший Церковный Совет, и в марте 1926 года вместе с другими архиереями подписал письмо в поддержку митрополита Сергия и осуждения последователей раскола[16]. В том же году владыка был повторно арестован и освобожден после трех недель пребывания в Харьковской тюрьме вследствие того, что ему не было предъявлено обвинение[17].

До своего ареста зимой 1925–1926 года епископ Константин вместе с находившимися в ссылке в Харькове епископами Елисаветградским священномучеником Онуфрием (Гагалюком, †1938), Александровским Стефаном (Адриашенко, †1941), Мариупольским священномучеником Антонием (Панкеевым, †1938) служили в единственном оставшемся каноническом храме – Казанской церкви на Лысой горе[18]. Часто в дни церковных праздников они собирались вместе у кого-нибудь дома; ссыльные архиереи обычно находили приют у сестер подворья Серафимо-Дивеевского монастыря в Харькове, располагавшегося в районе Ивановки[19]. Одним из вопросов, которые ими обсуждались, был вопрос расколов – григорианского и лубенского[20], - а осенью 1926 года в связи с массовыми арестами обговаривался вопрос о необходимости тайно рукоположить новых епископов.

Стараниями владыки Константина и сосланным в Харьков архиереям были рукоположены во епископы те, кого видели достойными совершителями архипастырского служения в то нелегкое время. Акты с именами кандидатов, подписанные епископами Украины, утверждались митрополитом Сергием (Страгородским, †1944). Как избрание, так и хиротония совершались конспиративно. Таким образом были рукоположены епископы: священномученик Аркадий (Остальский, †1937), Лубенский, викарий Полтавской епархии; Феодосий (Ващинский, †1937), Винницкий; Стефан (Проценко, †1960), Козелецкий, викарий Черниговской епархии; Варлаам (Козуля, †1937), Бершадский[21].

Последовавшие в дальнейшем аресты епископов поставили церковную жизнь Украины в крайне тяжелое положение. Для обсуждения создавшейся ситуации, в марте 1927 года в Харькове было собрано совещание. Присутствовавший на нем епископ Константин (Дьяков) с другими архиереями – архиепископом Петрозаводским и Олонецким Борисом (Шипулиным, †1938), епископом Екатеринославским Макарием (Карамзиным, †1937) и архимандритом Ермогеном (Голубевым, †1978), высказывали мнения о необходимости информировать церковных деятелей за границей о происходящем, просить поддержки и организации вмешательства иностранных правительств. Эта задача была поручена мирянину Георгию Александровичу Косткевичу (связному между архиереями, помощнику епископа Днепропетровского Георгия (Делиева, †1937))[22].

Необходимо было передать сведения об арестах архиереев и священнослужителей. Для этого документы из архива епископа Антония (Панкеева) в Киеве были доставлены Косткевичем Г. А. в Харьков и рассматривались участниками совещания на квартире епископа Константина (Дьякова) на улице Конторской, где находилось экзаршее управление[23]. После внесения поправок и дополнений документы с фотографиями и письмом, которое содержало основные пункты решений участников совещания, были переданы через польского консула Станислава Бабинского в Варшаву и опубликованы в польской прессе, английских газетах, а также фигурировали в секретариате Лиги Наций. Сегодня эти материалы хранятся в Государственном архиве Российской Федерации[24].

Для помощи в управлении Православной Церковью 18 мая 1927 года епископ Константин был избран постоянным членом Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском)[25]. На очередном заседании Священного Синода епископ Константин также поставил свою подпись под известной «Декларацией» митрополита Сергия[26] от 29 июля 1927 года. 

Ил. 3 Митрополит Константин (архив Церковно-исторического музея Харьковской епархии)


12 ноября 1927 года возведением в сан архиепископа Харьковского и Ахтырского (ил. 3)[27]. По поручению патриаршего экзарха Украины митрополита Михаила (Ермакова, †1929) владыка временно управлял Черниговской (до начала 1928 года)[28], Днепропетровской (до 1936 года), а также Мариупольской епархиями (1929)[29].

Назначение экзархом Украины


После смерти митрополита Киевского Михаила (Ермакова) 30 марта 1929 года митрополитом Сергием владыка Константин был назначен экзархом Украины (управление Украинским Экзархатом осуществлялось из Харькова)[30].

Будучи экзархом, Архиепископ Харьковский и Ахтырский Константин продолжал вести борьбу с обновленческим движением в Харьковском округе[31]. В архивах Харьковской области есть записи о том, как большевики с тревогой отмечали, что «Изюмский округ становится источником организованного тихоновского движения, которое ведется открыто» и «группа «Живой церкви», по всему округу «садится в лужу»[32].

Из-за массового закрытия храмов во время коллективизации 1930 года вместо благочинных в округа и районы Украины владыка Константин назначал экзарших наблюдателей[33].

В рамках активной борьбы с религией в области создавались кружки безбожников, а затем – «Общество друзей газеты «Безбожник», которое публиковало ложные порочащие данные о православных архиереях[34]. Согласно архивным документам, члены «Союза воинственных безбожников», действовавшего на протяжении двух безбожных пятилеток, а затем и предвоенных лет, называли верующих «классовыми врагами» и агентами «недобитого международного фашизма»[35]. Так в газете «Безбожник» за 1938 год, уже после смерти священномученика Константина, о нем было опубликовано следующее заявление:

«Обличчя верховодів тихонівської та автокефальної церков – такі ж мерзенні. Останні навіть не відзначалися зовнішньою лояльністю до радянської влади. Досить сказати, що у тихонівців «богом» вважався знаменитий патріарх Тихон, відомий своїми підлими контрреволюційними діями під час громадської війни. Вірний тихонівським традиціям, митрополит Костянтин виявився таким же виродком і бандитом, як і сам патріарх. Митрополит Костянтин – материй фашистський шпигун, агент іноземної розвідки. Зібравши навколо себе різний антирадянський елемент, він вів контрреволюційну роботу, спрямовував шкідницьку діяльність попів на периферії. Дійшло до того, що митрополит Костянтин, розраховуючи на швидку інтервенцію, готувався до диверсійних актів – нищення залізничних вузлів, мостів, отруєння води тощо. Цей фашистський бандит, як і митрополит Олександр (Введенський – авт.) перед лицем незаперечних фактів примушений був визнати свою провину»[36]

Ил. 4 Митрополит Константин, 1934 г. (архив Церковно-исторического музея Харьковской епархии)


Как один из старейших членов временного Синода архиепископ Константин 18 мая 1932 был возведен в сан митрополита с правом ношения белого клобука и креста на митре[37]. В этом же году митрополитом Константином в Харькове было организовано Экзаршее управление на Украине, где находилось Епархиальное управление[38]. С 26 июня 1934 года Решением Священного Синода Русской Православной Церкви владыка был назначен Митрополитом Киевским и Экзархом Украины. Первоначально власти не давали разрешения на переезд экзарха в Киев, хотя он бывал там с кратковременными визитами[39]. До 1936 года митрополит Константин жил и управлял Экзархатом в Харькове, затем переехал в Киев. В этом же году 25 декабря награжден правом предношения креста за богослужением. Однако, часто бывая в Харькове, он сослужил со священномучеником архиепископом Александром (Петровским, †1940)[40].

29 октября 1937 г. во время богослужения в Свято-Покровской церкви г. Киева митрополит Константин (Дьяков) был арестован вместе с группой духовенства и мирян. Находился в заключении в Лукьяновской тюрьме г. Киева, где и скончался 10 ноября 1937 года во время допроса[41]. Место захоронения митрополита Константина – братская могила на Лукьяновском кладбище г. Киева, где совершались массовые тайные захоронения убитых в Киево-Лукьяновской тюрьме НКВД[42].

Постановлением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 19 октября 1993 митрополит Константин (Дьяков) причислен к лику местночтимых Харьковских святых новомучеников Слободского края[43]. День поминовения священномученика Константина – 19 мая (1 июня н. ст.). В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви священномученник Константин был прославлен для общецерковного почитания.


Стець Николай Николаевич (Харьков, Украина), кандидат богословия, преподаватель Харьковской духовной семинарии. 


Источник: Церква мучеників: гоніння на віру та Церкву у ХХ столітті: матеріали Міжнар. наук. конф. (К., 6–7 лютого 2020 р.) / упоряд. С.В. Шумило; відп. ред. прот. В. Савельєв. — К.: Видавничий відділ Української Православної Церкви, 2020. — С.107–114. 


Смотрите по теме: Церковь Мучеников: гонения на веру и Церковь в ХХ веке >>>


[1] Онуфрий (Легкий), еп. История Харьковской епархии 1799-2009. Х.: Глобус, 2007. С. 112.

[2] Константин (Дьяков) // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.  М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. Том XIV. С. 733.

[3] Онуфрий (Легкий), еп. Указ. соч. С. 112.

[4] Константин (Дьяков) // Православная энциклопедия...  Том XIV. С. 733.

[5] Куделко С.П., Павлова О.Г., Швец В. прот. Архипастыри Харьковской епархии (1799— 1999). X.: Бизнес-информ, 1999. С. 81.

[6] Константин (Дьяков) // Православная энциклопедия...  Том XIV. С. 733.

[7] История Харьковской Духовной Семинарии // Харьковская епархия [Электронный ресурс] / URL: https://www.eparchia.kharkov.ua/stat/18.

[8] Онуфрий (Легкий), еп. Указ. соч. С. 112.

[9] К онстантин (Дьяков) // Православная энциклопедия...  Том XIV. С. 733.

[10] История Харьковской епархии; укдлад: Н.И. Полянская, В.О. Ярошик. Х.: 1999. С.250.

[11] Онуфрий (Легкий), еп. Указ. соч. С. 111-112.

[12] История иерархии Русской Православной Церкви. Коментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. / под общ. ред. прот. Владимира Воробьева. – М.: ПСТГУ, 2006. С. 707.

[13] ГАХО. – Ф. Р845. – Оп. 2. – Д. 1095. – Л. 35.

[14] Онуфрий (Легкий), еп. Указ. соч. С. 112.

[15] Акты Святейшего Тихонa. Указ. соч. С. 416.

[16] Там же. С. 446.

[17] Преловская И. Документы органов безопасности УССР // Украинский археологический ежегодник. 2010. Вып. 15. С. 63.

[18] Онуфрий (Легкий), еп. Указ. соч. С. 112.

[19] Краткая история Серафимо-Дивеевского монастыря в Харькове // Русский инок. № 16 (179). Декабрь, 2003.

[20] Скубак Ю. Святые Днепропетровской земли [Электронный ресурс] / URL: http://archiv.orthodox.org.ua/page-2058.html.

[21] Макарий (Карамзин) // Православная энциклопедия «Древо» [Электронный ресурс] / URL: https://drevo-info.ru/articles/13676424.html.

[22] Косик О.В. Голоса из России. Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР. 1920-е – начало 1930-х годов. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011.

[23] Там же.

[24] Там же.

[25] Журнал Московской Патриархии в 1931–1935 годы. М.: Издательский Совет Руской Православной Церкви, 2001. С. 121.

[26] Цыпин В., прот. Русская православная церковь. 1925 – 1938. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1999.            С. 108.

[27] Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы. Ч. 4 [Электронный ресурс] / URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkie-pravoslavnye-ierarhi-perioda-s-1893-po-1965-gody-chast-4/41

[28] Константин (Дьяков) // Православная энциклопедия «Древо». Указ. соч.

[29] История иерархии Русской Православной Церкви. Указ. соч. С. 707.

[30] Православная энциклопедия Харьковщины / под. ред. А. Д. Каплина. – Х.: Майдан, 2009. – С. 40.

[31] Скорик М., прот. История Харьковской епархии (30-е – середина 60-х годов ХХ в.) // Віра і розум. 2001.       № 2. С. 259.

[32] ГАХО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 7. Л. 46.

[33] Константин (Дьяков) // Православная энциклопедия...  Том XIV. С. 734.

[34] Скорик М., прот. Указ. соч. С. 257–258.

[35] ГАХО. Ф. П 69. Оп. 1. Д. 266. Л. 164–166.

[36] Газета «Безбожник». 1938. № 5. С. 1.

[37] Журнал Московской Патриархии в 1931—1935 годы... С. 123.

[38] Там же. С. 146.

[39] Константин (Дьяков) // Православная энциклопедия...  Том XIV. С. 734.

[40] Куделко С. П., Павлова О. Г.. Швец В. прот. Указ. соч. С. 83.

[41] Православная энциклопедия Харьковщины... С. 255.

[42] Никодим (Руснак), митр. Сборник служб и акафистов. Х.: Прапор, 1996. С. 172.

[43] Там же. С. 119.

База данных репрессированных 

Обновления в Базе данных репрессированных
Последние публикации
На місці масових поховань жертв репресій на Лук’янівському кладовищі у Києві вшанували пам’ять Новомучеників

На місці масових поховань жертв репресій на Лук’янівському кладовищі у Києві вшанували пам’ять Новомучеників

Викладачі шкіл на Київщині ознайомились з історією сталінських репресій проти православного духовенства

Викладачі шкіл на Київщині ознайомились з історією сталінських репресій проти православного духовенства

У Борисполі відбулася канонізація священномученика Михаїла Под’єльського

У Борисполі відбулася канонізація священномученика Михаїла Под’єльського

У Броварах вперше представили невідомі імена репресованих священнослужителів з Броварщини та запропонували перейменувати на їхню честь низку вулиць міста

У Броварах вперше представили невідомі імена репресованих священнослужителів з Броварщини та запропонували перейменувати на їхню честь низку вулиць міста

Програма заходів з вшанування пам’яті репресованого духовенства м. Бровари, 12 – 13 листопада 2021 р.

Програма заходів з вшанування пам’яті репресованого духовенства м. Бровари, 12 – 13 листопада 2021 р.

В Сумской епархии в лике местночтимых святых прославили преподобномученика Аристарха (Ситало)

В Сумской епархии в лике местночтимых святых прославили преподобномученика Аристарха (Ситало)

Заупокойные молитвы по погибшим в Бабьем Яру

Заупокойные молитвы по погибшим в Бабьем Яру

Православне духовенство та порятунок єврейського населення від Голокосту

Православне духовенство та порятунок єврейського населення від Голокосту

Вітальні слова учасникам круглого столу «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»

Вітальні слова учасникам круглого столу «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»

Програма наукового круглого столу на тему «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»

Програма круглого столу «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»