Село Сеньковка Бориспольского районо Киевской области дало Церкви мучеников, пострадавших за веру. Это был последний настоятель Харалампиевской церкви о. Никифор Кулик, миряне Никифор Гученко и Феодосий Гриценко. Они удостоились пострадать за Христа в годы гонений на Православную Церковь.
29 ноября 1936 года Бориспольский районный отдел НКВД УССР арестовал о.Никифора Кулика и вместе с ним председателя церковного совета Харалампиевской церкви Никифора Гученко и секретаря церковного совета Феодосия Гриценко.
Из материалов следствия видно, что их вина заключалась в продолжавшейся и после закрытия храма религиозной деятельности и ходатайствах об открытии храма.
4 февраля 1937 г. специальной коллегией Киевского областного суда о.Никифор Кулик, миряне Никифор Гученко и Феодосии Гриценко были осуждены на пять лет исправительно-трудовых лагерей по статье 54-10 Уголовного кодекса Украинской ССР ("антисоветская агитация").
21 февраля 1938 г. о. Никифор погиб в лагеое и был погребен на кладбище лагерного пункта села Милга Ягодинского района Магаданской области.
Необходимо сказать несколько слов и о тех, кто вместе с отцом Никифором шел по крестному пути.
Мирянин Феодосий Гриценко родился 11 января 1899 года в селе Сенькивке Переяславского уезда Полтавской губернии, до 1917 года батрачил. В тяжкие годы гонений был председателем церковной общины, одним из ближайших помощников батюшки. Отошел ко Господу 25 января 1941 года, находясь в лагерном пункте Чай-Урья Сусуманского района Магаданской области.
Мирянин Никифор Гученко родился в мае 1883 года в селе Сенькивке. В тяжкие годы гонений - секретарь церковной общины. Когда и где отошел ко Господу - неизвестно, но домой не возвратился.
После осуждения батюшки и его сподвижников, Харалампиевскую церковь разрушили, имущество церковное частично было уничтожено, а частично разобрали на хранение люди. Святые мощи великомученика Харалампия удалось тайком вынести одной благочестивой христианке, и поместить на сохранение в одном доме. Со временем выяснилось, что место для хранения великой святыни выбрано неудачно, так как в доме не всегда вели себя благочестиво.
Матушка Евфросиния, супруга батюшки, при помощи одной благочестивой христианки перенесла святыню к Василисе Сидоренко, где мощи находились до конца 1941 года, когда в селе был открыт молитвенный дом. В нем одним из первых служил выходец из села Сенькивки, инок Киево-Печерской Успенской Лавры иеромонах Андрей (Мищенко). Молитвенный дом в 1944 г. был освящен, видимо, по древней традиции, во имя Пресвятой Троицы.
Имена тех, по чьей вине о.Никифор и его сподвижники ушли на страдания, были всем хорошо известны, но вряд ли стоит о них вспоминать. Отмечу одно: когда в 1967 году рассматривался вопрос о реабилитации страстотерпцев, в документах значилось: "Бывший секретарь сельсовета К. показал, что отрицательные характеристики на Кулика, Гученко и Гриценко он написал под диктовку работника НКВД, хотя содержание их и не соответствовало действительности". Эти строки относятся к 22 декабря 1967 года. А 24 ноября 1936 года этот же человек говорил: "Мне как председателю сельского совета, о их контрреволюционной деятельности известно очень много, о чем я неоднократно писал",
Пусть молитвы страстотерпцев помогают и нам становиться достойными имени христиан.
Александр Соколовский,
"Православная жизнь", №2, 1995.