Броварской новомученик прот. Иоанн Русанович (1875 – 1939), замученный в застенках НКВД

Род Русановичей имеет более чем 500-летнюю историю, среди его представителей – крупные землевладельцы, казачья старшина, политические и религиозные деятели. Вторая половина XIX в. и первая половина ХХ в. отмечены в истории села Гоголев (ныне Броварской р-н Киевской области) тем, что священниками в здешних храмах служили исключительно представители рода Русановичей[1].


Прот. Иоанн Русанович, г. Бровары, 1918 г.

Прот. Иоанн Русанович родился в 1875 году в с. Гоголев Черниговской губернии (ныне Броварской р-н Киевской области) в семье православного священника Симеона Русановича, настоятеля гоголевской церкви Рождества Пресвятой Богородицы[2]. Второй сын о. Симеона – Александр, также был священником, служил в Свято-Троицкой церкви г. Бровары, а затем сменил отца в гоголевской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, умер во время голодомора в 1933 г.[3] Сын о. Александра, Дмитрий, выпускник Киевской духовной семинарии, был расстрелян НКВД 26 мая 1938 г.[4] Его дочь Татьяна Дмитриевна и передала нам материалы о брате своего деда, мученике протоиерее Иоанне.

До 1906 г. И.С. Русанович служил почтово-телеграфным служащим (с 1902 г. в Киеве). В 1906 г. принял рукоположение во священника и служил в Петро-Павловской церкви города Бровары. В это время его брат о. Александр Русанович служил священником в Свято-Троицкой церкви города Бровары[5]. После революционных лихолетий 1920-х гг. и начала гонений на Православную Церковь о. Иоанн Русанович переехал в с. Плоское, где служил настоятелем местного приходского храма. Коммунистический режим и декларацию «о лояльности советской власти» 1927 года о. Иоанн не принял, считал себя «тихоновцем». В связи с гонениями на Церковь храм в с. Плоское был закрыт большевиками, и о. Иоанн нелегально перебрался в родное село Гоголев, в отцовский дом, где жил его брат о. Александр. Пережив искусственно учиненный большевиками голодомор и потеряв в эти страшные годы своего родного брата о. Александра, умершего голодной смертью, о. Иоанн организовал в отчем доме катакомбный домовой храм, где нелегально совершал богослужения, крестил детей, проводил собрания верующих.


Прот. Александр Русанович с семьей на пороге отчого дома в с. Гоголев

День 25 августа 1938 г. стал началом восхождения на Голгофу о. Иоанна Русановича. Его арестовали по представлению начальника Броварского РО НКВД Кисиленко и санкции прокурора Гринберга. Видимо, немаловажную роль сыграла и справка-характеристика за подписью тогдашнего председателя сельсовета, которая сохранилась в архивном деле № 18330-ФП[6].


Справка-характеристика председателя Гоголевского сельсовета, доносившего, что о. Иоанн тайно на дому совершал богослужения и крестил детей. Галузевий державний архів СБУ. Справа № 18330-ФП.

Вот данные судебного дела № 89379[7], которые свидетельствуют, что согласно ст. 54.10 УК УССР на дому у о. Иоанна Русановича 25 августа 1938 г. был произведен работниками НКВД обыск, в ходе которого у о. Иоанна изъято:

  1. Наперсный крест серебряный – 1.
  2. Ручной крест медный – 1.
  3. Бархатная камилавка (бархат старый) – 1.
  4. Палица – 1.
  5. Пояс – 1.
  6. Епитрахиль – 2.
  7. Крестильная купель – 1.
  8. Разных божественных книг – 53.
  9. Папка с адресами – 1.

На момент ареста о. Иоанну было 63 года. В деле отмечено, что его супруге Антонине Александровне было 58 лет.

Палачи НКВД ставили перед собой задачу «выбить» из о. Иоанна «признание» в шпионской деятельности. Наперед скажем, что следствию это не удалось. Отец Иоанн оказался человеком-скалой. Его не сломили нечеловеческие издевательства, пытки и мучения со стороны палачей-богоборцев. В тюрьме НКВД он вел себя мужественно, героически, с честью, поддерживая даже сокамерников, что подтвердил специально подсаженный к нему Н.Ф. Юрек, житель с. Туринцы Ржищевского района.

Последний допрос о. Иоанна проводил начальник Ржищевского РО НКВД сержант Карчевский. Благодаря его детальным записям в протоколе мы имеем возможность соприкоснуться душой с непоколебимым духом о. Иоанна. Временами его ответы звучат даже иронично, например, на вопрос, кто входил в возглавляемую им подпольную контрреволюционную организацию, которой он будто бы руководил, о. Иоанн отвечал: «Арестованные и сосланные советской властью служители культа и сельские бабки»[8].

Вот некоторые показания свидетелей и ответы о. Иоанна Русановича:

 21 сентября 1938 г. Из протокола допроса Конаха Л.И., 1898 г.р., бухгалтера промартели «Красный ткач», с. Гоголев: «Квартира Русановича была местом сборища контрреволюционеров с. Гоголева и попов из других сел – Плоского, Свитильного и других, фамилий я не знаю».

9 октября 1938 г. Ячник Я.Г., 1897 г.р., завхоз артели «Красный ткач» с. Гоголева:

«Русанович происходит из семьи служителей культа, попов, и сам был попом. В начале революции был служителем культа в с. Плоское, а потом, приблизительно в 1928 – 1929 гг., прибыл в Гоголев, т.к. приход в Плоском был закрыт. В Гоголеве продолжал осуществлять религиозные обряды. Вызывали его в сельсовет, требовали подписку, что не будет совершать обряды.

Он говорил: “Советская власть напрасно закрыла церкви, ей не сегодня-завтра придется их открывать. Веруйте в Бога, ибо написано было на небесах, что иначе погибнете”».

9 октября 1938 г. (очная ставка) Ячник Я.Г.: «Проводил подрывную деятельность, призывал, чтоб верили в Бога».

Русанович И.С.: «Да, это подтверждаю, но в Гоголев прибыл не в 1928, а в 1934 г.»[9].

14 октября 1938 г. Из протокола допроса свидетеля Дейнеко А.Ф., 1893 г.р., с. Гоголев, контролера сберкассы: «Русанович по своим убеждениям ярый монархист и большой антисемит. Распространял слухи о будущей войне. Его квартира была местом сборищ всевозможных контрреволюционных элементов, он устроил у себя дома нелегальную церковь, где проводил разные обряды. Я лично сообщал в сельсовет об этих фактах контрреволюционной деятельности Русановича».

Очная ставка с Дейнеко А.Ф.: «Распространял контрреволюционные пораженческие слухи. Говорил, что на небе было написано: “Час расплаты наступит”.

Русанович: “Да, час расплаты наступит. Подтверждаю”».

7 января 1939 г. Из показаний Логвиненко Ф.Р., 1906 г.р., кассира потребкооперации: «Крестил детей, является контрреволюционным человеком».

Вот другие выдержки из протокола допроса протоиерея Иоанна Русановича.

Ответы И.С. Русановича:

«Советская власть не в состоянии перевоспитать сознание людей, она думает, что убьет религию в народе, но это неправильно, народ верил и будет верить. Вот возьмите перепись 1936 г.: 75% населения записались верующими, а поскольку советской власти это невыгодно, будут проводить повторно, чтобы исказить истину».

«Да, я говорил, что мы живем в нищете, в голоде и холоде, а при этом у нас отбирают и нашу духовную пищу – церковь и веру, всячески ее преследуют. Да, подтверждаю, я говорил, что с этой властью придет диавол. Вот возьмите 1933 год. Тогда правительство специально устроило голод, чтобы умертвить 22 миллиона людей, об этом советская власть умалчивает, но народ помнит и не забудет».

«Да, я совершал религиозные обряды – крещения детей, чтобы они имели Божию защиту, совершал у себя дома молебны и богослужения и говорил о колхозах как о нежизнеспособной системе, что ведет к обнищанию колхозников. Да, я пробуждал религиозные чувства крестьян, говорил, чтобы верили в Бога, иначе погибнут».

Вопрос следователя НКВД: «В 1932 году вы говорили Савеленко Марте и Савеленко Ольге, что скоро к власти придет Гитлер».

Ответ: «Это и случилось».

Вопрос: «Вы уклоняетесь от дачи исчерпывающих показаний о вашей контрреволюционной деятельности. Вы, будучи арестованным, в камере проводили контрреволюционную деятельность. Рассказывайте об этом».

Ответ: «Да, арестованные в камере интересовались, какое положение на свободе и что слышно, какая их ждет доля. На этот интерес я отвечал: Советский Союз ожидает та же доля, что Австрию и Чехословакию. Красная армия, безусловно, не сможет выстоять против техники и могущества Германии. Да, я говорил, что в СССР армия недисциплинированная, а техника слабая. Советская власть сама порождает себе врагов, она у крестьян забирает продукты, а ныне и промтовары мы поставляем в Испанию и Китай, все, что есть лучшего в стране, отправляем туда, а сами сидим голодные и ободранные».

«Да, я говорил, что Германия собирается напасть на Советский Союз, а наша армия не способна дать отпор, комсостав также неквалифицированный, вот хотя бы такой факт: Советское правительство обратилось с просьбой в Маньчжурию к офицерам царской армии, чтобы они возвращались в Россию командовать Красной армией, а из этого выходит, что не сегодня-завтра война. Арестованные, которые меня слушали, относились ко мне с полным доверием, особенно по вопросам о международном положении».

Вопрос: «Вы говорили Волошину Александру, Строкач Дарии, Какун Марии, что советская власть вечно существовать не будет?»

Ответ: «Да, при совместном чтении газет я говорил об этом. Подтверждаю, я говорил, что когда-то к власти придут культурные и грамотные люди, они вспомнят нас и оправдают. Час расплаты наступит – так написано на небесах»[10].

Как видно, поведение о. Иоанна на допросах героичное, исполненное высокого достоинства и глубокой веры, а его слова пророческие…

Из обвинительного вывода 9 октября 1938 г.:

«В Броварской РО НКВД поступили данные о том, что житель с. Гоголев Русанович Иван Семенович проводит подпольную контрреволюционную деятельность. На основе этих данных 25.08.1938 г. Русанович И.С. был арестован и привлечен к уголовной ответственности. Следствием по этому делу установлено, что Русанович является служителем культа – попом старославянской монархической ориентации, проводил контрреволюционную деятельность. Пробуждая религиозные чувства населения, вовлек в свою группу служителей культа Квятковского Василия, с. Свитильное, Платонова Феодосия, с. Русанов, Погребовского, с. Лемеши Козелецкого р-на, Полянского Гавриила, с. Гоголев, казначея потребсоюза (которые все осуждены)[11].

Каждое воскресенье под видом молебного служения собирал у себя дома верующих из окрестных сел, таких как Крикун Агафон, Борисполец Уляна Давидовна, Шевель Евфимия, Осьмак Христина, все из Гоголева, Павелко, Луста Роман и другие.

В 1932 г. он говорил Волошину Александру, Строкач Дарии, Какун Марии, чтобы верили в Бога. Вел разговоры с жителями села Гоголев Савеленко Мартой и Ольгой об этом же.

Находясь в камере, Русанович проводил контрреволюционную религиозную пропаганду. Его антисоветская деятельность подтверждается показаниями свидетелей и очными ставками».

Последние допросы о. Иоанна проводились уже в самой камере, поскольку подсудимый после многочисленных истязаний и избиений не мог ходить. Вот записи об этом от 27 декабря 1938 г. и 3 января 1939 г.: «Заключенный Русанович И.С. идти на допрос не может»[12].

Поскольку отец Иоанн категорически отказывался на допросах называть имена своих единомышленников и давать показания о них, чекистские палачи пытали его с изощренной жестокостью. Отцу Иоанну в тюрьме НКВД были искалечены ноги, он стал инвалидом, однако сломить его палачам так и не удалось: он не оговорил себя и не выдал ни одного из своих единомышленников.

7 января, на Рождество Христово, состоялся последний допрос в жизни о. Иоанна. Поскольку ходить он уже не мог, в камере ему устроили очную ставку с кассиром Гоголевской потребкооперации Логвиненко Ф.Р., который подтвердил крещение детей. Других доказательств нет. Очевидно, каты НКВД их так усиленно «добывали», что на следующий после Рождества Христова день в 6 часов утра 8 января 1939 года протоиерей Иоанн мученически скончался. Это засвидетельствовано такой записью в деле: «Секретно. Начальнику 1-го спецотдела УДБ КВУ НКВД. Сообщаем, что арестованный Русанович Иван Семенович, который числится за вами, умер в больнице тюрьмы г. Киева 08.01.1939 г. Труп подлежит вскрытию, после чего акт вам будет выслан дополнительно[13].

Приложение: копия акта о смерти.

Начальник тюрьмы г. Киева лейтенант ДБ Якушев» (кстати, самого акта в деле нет).

Одна из многочисленных справок свидетельствует, что вещественных доказательств по делу нет. Термин рассмотрения дела – до 13 января 1939 г.

Поскольку несгибаемый о. Иоанн Русанович, несмотря на многочисленные истязания и пытки, так и не сделал наговор на себя и других, его фактически убили на допросах за пять дней до окончания термина следствия. Случилось это на второй день после праздника Рождества Христова в 6 часов утра 8 января (н.ст.) 1939 года[14].


По центру – родной брат о. Иоанна о. Александр Русанович, второй слева – сын о. Александра и племянник о. Иоанна Д. А. Русанович, расстрелянный 26 мая 1938 г.

Ранее, 26 мая 1938 г., в застенках НКВД был расстрелян племянник о. Иоанна – выпускник Киевской духовной семинарии Д. А Русанович.


Выписка из Акта приговора Тройки УНКВД Киевской области об осуждении Д. А. Русановича к расстрелу. Галузевий державний архів СБУ. Справа № 89379

Их тела, предположительно, были зарыты на «спецучастке НКВД УССР» в Быковнянском лесу близ Киева.

Как известно, в Быковнянском лесу располагался «спецучастк НКВД УССР», огороженный высоким забором и колючей проволокой, куда с 5 августа 1937  по 17 сентября 1941 года каждую ночь свозили из Киева тела «врагов народа», расстрелянных в тюрьмах НКВД. Тела расстрелянных в киевских тюрьмах репрессированных после полуночи загружали на «полуторки» и под охраной тайно привозили на спецучасток в Быковнянском лесу, где сбрасывали в предварительно вырытые ямы и засыпали известью и грунтом.

По далеко неполным данным, на территории самого «спецучастка НКВД УССР» в Быковнянском лесу в 1937-1938 годах зарыто в «братских могилах» не менее 30-35 тысяч расстрелянных жителей Киева и области, а также более чем 3,5 тысячи иностранных граждан. Другие исследователи называют количество захороненных здесь жертв – около 80 тысяч человек.

Территория «спецучастка НКВД УССР» в Быковнянском лесу является наибольшим захоронением среди подобных на территории Украины, а также входит в тройку наибольших массовых захоронений жертв сталинских репрессий в бывшем СССР, наряду с Катынью и Бутово.

Овдиенко Мария Григорьевна (Бровары, Украина), старший научный сотрудник Броварского краеведческого музея, председатель Броварского литературно-художественного объединения «Криниця»;

Шумило Сергей Викторович (Киев, Украина), координатор Центра изучения наследия Новомучеников и Исповедников ХХ века, директор Международного института афонского наследия


Использованы материалы из архива СБУ следственного дела НКВД № 18330-ФП и материалы книги: Коцюба О., Коцюба В., Овдієнко М. "Дума про Гоголів. Історико-краєзнавчий нарис про с. Гоголів Броварського р-ну. Бровари, 2004.

 Список использованных источников:

  1. Галузевий державний архів СБУ. Справа № 18330-ФП.
  2. Галузевий державний архів СБУ. Справа № 89379.
  3. В. Коцюба, О. Коцюба, М. Овдієнко. Дума про Оглав. Броварі: Українська ідея, 2004.


  • [1] Коцюба В., Коцюба О., Овдієнко М. Дума про Оглав. – Броварі. – Українська ідея. – 2004. С. 413 – 430.
  • [2] Коцюба В., Коцюба О., Овдієнко М. Там же. С. 422.
  • [3] Коцюба В., Коцюба О., Овдієнко М. Там же. С. 415 – 416.
  • [4] Коцюба В., Коцюба О., Овдієнко М. Там же. С. 417 – 422.
  • [5] Коцюба В., Коцюба О., Овдієнко М. Там же. С. 422.
  • [6] Галузевий державний архів Слуби безпеки України (ГДА СБУ). Справа № 18330-ФП.
  • [7] ГДА СБУ. Спр. № 89379.
  • [8] ГДА СБУ. Спр. № 89379.
  • [9] ГДА СБУ. Спр. № 89379.
  • [10] ГДА СБУ. Спр. № 89379.
  • [11] ГДА СБУ. Спр. № 89379.
  • [12] ГДА СБУ. Спр. № 89379.
  • [13] ГДА СБУ. Спр. № 89379.
  • [14] ГДА СБУ. Спр. № 89379.

База данных репрессированных 

Обновления в Базе данных репрессированных
Последние публикации
В УПЦ вшанували пам'ять жертв комуністичних репресій в СРСР

В УПЦ вшанували пам'ять жертв комуністичних репресій в СРСР

На парафіях Української Православної Церкви піднесуть молитви за жертв політичних репресій 1937-1938 років

На парафіях Української Православної Церкви піднесуть молитви за жертв політичних репресій 1937-1938 років

УПРАВДЕЛАМИ УПЦ ПРЕДСТАВИЛ ЦИКЛ ФИЛЬМОВ О НОВОМУЧЕНИКАХ И ИСПОВЕДНИКАХ

Управделами УПЦ представил цикл фильмов о новомучениках и исповедниках

В Українській Православній Церкві відновлюють зруйнований радянською владою Межигірський монастир

В Українській Православній Церкві відновлюють зруйнований радянською владою Межигірський монастир

На Кіровоградщині чекають канонізації мученика–священика, мощі якого знайшли три роки тому

На Кіровоградщині чекають канонізації мученика–священика, мощі якого знайшли три роки тому

Митрополит Антоній: «Закликаю молитися за всіх невинноубієнних і постраждалих в роки комуністичних репресій»

Митр. Антоній: «Закликаю молитися за всіх невинноубієнних і постраждалих в роки комуністичних репресій»

Можливість прославлення репресованого о. Михаїла Под'єльського розглянули на комісії Бориспільської єпархії

Можливість прославлення репресованого о. Михаїла Под'єльського розглянули на комісії Бориспільської єпархії

Церковь Мучеников: гонения на веру и Церковь в ХХ веке

Церковь Мучеников: гонения на веру и Церковь в ХХ веке

Церква мучеників: гоніння на віру та Церкву у ХХ столітті

Церква мучеників: гоніння на віру та Церкву у ХХ столітті

5 новых мучеников Сумской и Александрийской епархий, пострадавших в годы советских гонений, канонизируют в УПЦ

5 новых мучеников Сумской и Александрийской епархий, пострадавших в годы советских гонений, канонизируют в УПЦ