Броварской новомученик прот. Иоанн Русанович (1875 – 1939), замученный в застенках НКВД

Род Русановичей имеет более чем 500-летнюю историю, среди его представителей – крупные землевладельцы, казачья старшина, политические и религиозные деятели. Вторая половина XIX в. и первая половина ХХ в. отмечены в истории села Гоголев (ныне Броварской р-н Киевской области) тем, что священниками в здешних храмах служили исключительно представители рода Русановичей[1].


Прот. Иоанн Русанович, г. Бровары, 1918 г.

Прот. Иоанн Русанович родился в 1875 году в с. Гоголев Черниговской губернии (ныне Броварской р-н Киевской области) в семье православного священника Симеона Русановича, настоятеля гоголевской церкви Рождества Пресвятой Богородицы[2]. Второй сын о. Симеона – Александр, также был священником, служил в Свято-Троицкой церкви г. Бровары, а затем сменил отца в гоголевской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, умер во время голодомора в 1933 г.[3] Сын о. Александра, Дмитрий, выпускник Киевской духовной семинарии, был расстрелян НКВД 26 мая 1938 г.[4] Его дочь Татьяна Дмитриевна и передала нам материалы о брате своего деда, мученике протоиерее Иоанне.

До 1906 г. И.С. Русанович служил почтово-телеграфным служащим (с 1902 г. в Киеве). В 1906 г. принял рукоположение во священника и служил в Петро-Павловской церкви города Бровары. В это время его брат о. Александр Русанович служил священником в Свято-Троицкой церкви города Бровары[5]. После революционных лихолетий 1920-х гг. и начала гонений на Православную Церковь о. Иоанн Русанович переехал в с. Плоское, где служил настоятелем местного приходского храма. Коммунистический режим и декларацию «о лояльности советской власти» 1927 года о. Иоанн не принял, считал себя «тихоновцем». В связи с гонениями на Церковь храм в с. Плоское был закрыт большевиками, и о. Иоанн нелегально перебрался в родное село Гоголев, в отцовский дом, где жил его брат о. Александр. Пережив искусственно учиненный большевиками голодомор и потеряв в эти страшные годы своего родного брата о. Александра, умершего голодной смертью, о. Иоанн организовал в отчем доме катакомбный домовой храм, где нелегально совершал богослужения, крестил детей, проводил собрания верующих.


Прот. Александр Русанович с семьей на пороге отчого дома в с. Гоголев

День 25 августа 1938 г. стал началом восхождения на Голгофу о. Иоанна Русановича. Его арестовали по представлению начальника Броварского РО НКВД Кисиленко и санкции прокурора Гринберга. Видимо, немаловажную роль сыграла и справка-характеристика за подписью тогдашнего председателя сельсовета, которая сохранилась в архивном деле № 18330-ФП[6].


Справка-характеристика председателя Гоголевского сельсовета, доносившего, что о. Иоанн тайно на дому совершал богослужения и крестил детей. Галузевий державний архів СБУ. Справа № 18330-ФП.

Вот данные судебного дела № 89379[7], которые свидетельствуют, что согласно ст. 54.10 УК УССР на дому у о. Иоанна Русановича 25 августа 1938 г. был произведен работниками НКВД обыск, в ходе которого у о. Иоанна изъято:

  1. Наперсный крест серебряный – 1.
  2. Ручной крест медный – 1.
  3. Бархатная камилавка (бархат старый) – 1.
  4. Палица – 1.
  5. Пояс – 1.
  6. Епитрахиль – 2.
  7. Крестильная купель – 1.
  8. Разных божественных книг – 53.
  9. Папка с адресами – 1.

На момент ареста о. Иоанну было 63 года. В деле отмечено, что его супруге Антонине Александровне было 58 лет.

Палачи НКВД ставили перед собой задачу «выбить» из о. Иоанна «признание» в шпионской деятельности. Наперед скажем, что следствию это не удалось. Отец Иоанн оказался человеком-скалой. Его не сломили нечеловеческие издевательства, пытки и мучения со стороны палачей-богоборцев. В тюрьме НКВД он вел себя мужественно, героически, с честью, поддерживая даже сокамерников, что подтвердил специально подсаженный к нему Н.Ф. Юрек, житель с. Туринцы Ржищевского района.

Последний допрос о. Иоанна проводил начальник Ржищевского РО НКВД сержант Карчевский. Благодаря его детальным записям в протоколе мы имеем возможность соприкоснуться душой с непоколебимым духом о. Иоанна. Временами его ответы звучат даже иронично, например, на вопрос, кто входил в возглавляемую им подпольную контрреволюционную организацию, которой он будто бы руководил, о. Иоанн отвечал: «Арестованные и сосланные советской властью служители культа и сельские бабки»[8].

Вот некоторые показания свидетелей и ответы о. Иоанна Русановича:

 21 сентября 1938 г. Из протокола допроса Конаха Л.И., 1898 г.р., бухгалтера промартели «Красный ткач», с. Гоголев: «Квартира Русановича была местом сборища контрреволюционеров с. Гоголева и попов из других сел – Плоского, Свитильного и других, фамилий я не знаю».

9 октября 1938 г. Ячник Я.Г., 1897 г.р., завхоз артели «Красный ткач» с. Гоголева:

«Русанович происходит из семьи служителей культа, попов, и сам был попом. В начале революции был служителем культа в с. Плоское, а потом, приблизительно в 1928 – 1929 гг., прибыл в Гоголев, т.к. приход в Плоском был закрыт. В Гоголеве продолжал осуществлять религиозные обряды. Вызывали его в сельсовет, требовали подписку, что не будет совершать обряды.

Он говорил: “Советская власть напрасно закрыла церкви, ей не сегодня-завтра придется их открывать. Веруйте в Бога, ибо написано было на небесах, что иначе погибнете”».

9 октября 1938 г. (очная ставка) Ячник Я.Г.: «Проводил подрывную деятельность, призывал, чтоб верили в Бога».

Русанович И.С.: «Да, это подтверждаю, но в Гоголев прибыл не в 1928, а в 1934 г.»[9].

14 октября 1938 г. Из протокола допроса свидетеля Дейнеко А.Ф., 1893 г.р., с. Гоголев, контролера сберкассы: «Русанович по своим убеждениям ярый монархист и большой антисемит. Распространял слухи о будущей войне. Его квартира была местом сборищ всевозможных контрреволюционных элементов, он устроил у себя дома нелегальную церковь, где проводил разные обряды. Я лично сообщал в сельсовет об этих фактах контрреволюционной деятельности Русановича».

Очная ставка с Дейнеко А.Ф.: «Распространял контрреволюционные пораженческие слухи. Говорил, что на небе было написано: “Час расплаты наступит”.

Русанович: “Да, час расплаты наступит. Подтверждаю”».

7 января 1939 г. Из показаний Логвиненко Ф.Р., 1906 г.р., кассира потребкооперации: «Крестил детей, является контрреволюционным человеком».

Вот другие выдержки из протокола допроса протоиерея Иоанна Русановича.

Ответы И.С. Русановича:

«Советская власть не в состоянии перевоспитать сознание людей, она думает, что убьет религию в народе, но это неправильно, народ верил и будет верить. Вот возьмите перепись 1936 г.: 75% населения записались верующими, а поскольку советской власти это невыгодно, будут проводить повторно, чтобы исказить истину».

«Да, я говорил, что мы живем в нищете, в голоде и холоде, а при этом у нас отбирают и нашу духовную пищу – церковь и веру, всячески ее преследуют. Да, подтверждаю, я говорил, что с этой властью придет диавол. Вот возьмите 1933 год. Тогда правительство специально устроило голод, чтобы умертвить 22 миллиона людей, об этом советская власть умалчивает, но народ помнит и не забудет».

«Да, я совершал религиозные обряды – крещения детей, чтобы они имели Божию защиту, совершал у себя дома молебны и богослужения и говорил о колхозах как о нежизнеспособной системе, что ведет к обнищанию колхозников. Да, я пробуждал религиозные чувства крестьян, говорил, чтобы верили в Бога, иначе погибнут».

Вопрос следователя НКВД: «В 1932 году вы говорили Савеленко Марте и Савеленко Ольге, что скоро к власти придет Гитлер».

Ответ: «Это и случилось».

Вопрос: «Вы уклоняетесь от дачи исчерпывающих показаний о вашей контрреволюционной деятельности. Вы, будучи арестованным, в камере проводили контрреволюционную деятельность. Рассказывайте об этом».

Ответ: «Да, арестованные в камере интересовались, какое положение на свободе и что слышно, какая их ждет доля. На этот интерес я отвечал: Советский Союз ожидает та же доля, что Австрию и Чехословакию. Красная армия, безусловно, не сможет выстоять против техники и могущества Германии. Да, я говорил, что в СССР армия недисциплинированная, а техника слабая. Советская власть сама порождает себе врагов, она у крестьян забирает продукты, а ныне и промтовары мы поставляем в Испанию и Китай, все, что есть лучшего в стране, отправляем туда, а сами сидим голодные и ободранные».

«Да, я говорил, что Германия собирается напасть на Советский Союз, а наша армия не способна дать отпор, комсостав также неквалифицированный, вот хотя бы такой факт: Советское правительство обратилось с просьбой в Маньчжурию к офицерам царской армии, чтобы они возвращались в Россию командовать Красной армией, а из этого выходит, что не сегодня-завтра война. Арестованные, которые меня слушали, относились ко мне с полным доверием, особенно по вопросам о международном положении».

Вопрос: «Вы говорили Волошину Александру, Строкач Дарии, Какун Марии, что советская власть вечно существовать не будет?»

Ответ: «Да, при совместном чтении газет я говорил об этом. Подтверждаю, я говорил, что когда-то к власти придут культурные и грамотные люди, они вспомнят нас и оправдают. Час расплаты наступит – так написано на небесах»[10].

Как видно, поведение о. Иоанна на допросах героичное, исполненное высокого достоинства и глубокой веры, а его слова пророческие…

Из обвинительного вывода 9 октября 1938 г.:

«В Броварской РО НКВД поступили данные о том, что житель с. Гоголев Русанович Иван Семенович проводит подпольную контрреволюционную деятельность. На основе этих данных 25.08.1938 г. Русанович И.С. был арестован и привлечен к уголовной ответственности. Следствием по этому делу установлено, что Русанович является служителем культа – попом старославянской монархической ориентации, проводил контрреволюционную деятельность. Пробуждая религиозные чувства населения, вовлек в свою группу служителей культа Квятковского Василия, с. Свитильное, Платонова Феодосия, с. Русанов, Погребовского, с. Лемеши Козелецкого р-на, Полянского Гавриила, с. Гоголев, казначея потребсоюза (которые все осуждены)[11].

Каждое воскресенье под видом молебного служения собирал у себя дома верующих из окрестных сел, таких как Крикун Агафон, Борисполец Уляна Давидовна, Шевель Евфимия, Осьмак Христина, все из Гоголева, Павелко, Луста Роман и другие.

В 1932 г. он говорил Волошину Александру, Строкач Дарии, Какун Марии, чтобы верили в Бога. Вел разговоры с жителями села Гоголев Савеленко Мартой и Ольгой об этом же.

Находясь в камере, Русанович проводил контрреволюционную религиозную пропаганду. Его антисоветская деятельность подтверждается показаниями свидетелей и очными ставками».

Последние допросы о. Иоанна проводились уже в самой камере, поскольку подсудимый после многочисленных истязаний и избиений не мог ходить. Вот записи об этом от 27 декабря 1938 г. и 3 января 1939 г.: «Заключенный Русанович И.С. идти на допрос не может»[12].

Поскольку отец Иоанн категорически отказывался на допросах называть имена своих единомышленников и давать показания о них, чекистские палачи пытали его с изощренной жестокостью. Отцу Иоанну в тюрьме НКВД были искалечены ноги, он стал инвалидом, однако сломить его палачам так и не удалось: он не оговорил себя и не выдал ни одного из своих единомышленников.

7 января, на Рождество Христово, состоялся последний допрос в жизни о. Иоанна. Поскольку ходить он уже не мог, в камере ему устроили очную ставку с кассиром Гоголевской потребкооперации Логвиненко Ф.Р., который подтвердил крещение детей. Других доказательств нет. Очевидно, каты НКВД их так усиленно «добывали», что на следующий после Рождества Христова день в 6 часов утра 8 января 1939 года протоиерей Иоанн мученически скончался. Это засвидетельствовано такой записью в деле: «Секретно. Начальнику 1-го спецотдела УДБ КВУ НКВД. Сообщаем, что арестованный Русанович Иван Семенович, который числится за вами, умер в больнице тюрьмы г. Киева 08.01.1939 г. Труп подлежит вскрытию, после чего акт вам будет выслан дополнительно[13].

Приложение: копия акта о смерти.

Начальник тюрьмы г. Киева лейтенант ДБ Якушев» (кстати, самого акта в деле нет).

Одна из многочисленных справок свидетельствует, что вещественных доказательств по делу нет. Термин рассмотрения дела – до 13 января 1939 г.

Поскольку несгибаемый о. Иоанн Русанович, несмотря на многочисленные истязания и пытки, так и не сделал наговор на себя и других, его фактически убили на допросах за пять дней до окончания термина следствия. Случилось это на второй день после праздника Рождества Христова в 6 часов утра 8 января (н.ст.) 1939 года[14].


По центру – родной брат о. Иоанна о. Александр Русанович, второй слева – сын о. Александра и племянник о. Иоанна Д. А. Русанович, расстрелянный 26 мая 1938 г.

Ранее, 26 мая 1938 г., в застенках НКВД был расстрелян племянник о. Иоанна – выпускник Киевской духовной семинарии Д. А Русанович.


Выписка из Акта приговора Тройки УНКВД Киевской области об осуждении Д. А. Русановича к расстрелу. Галузевий державний архів СБУ. Справа № 89379

Их тела, предположительно, были зарыты на «спецучастке НКВД УССР» в Быковнянском лесу близ Киева.

Как известно, в Быковнянском лесу располагался «спецучастк НКВД УССР», огороженный высоким забором и колючей проволокой, куда с 5 августа 1937  по 17 сентября 1941 года каждую ночь свозили из Киева тела «врагов народа», расстрелянных в тюрьмах НКВД. Тела расстрелянных в киевских тюрьмах репрессированных после полуночи загружали на «полуторки» и под охраной тайно привозили на спецучасток в Быковнянском лесу, где сбрасывали в предварительно вырытые ямы и засыпали известью и грунтом.

По далеко неполным данным, на территории самого «спецучастка НКВД УССР» в Быковнянском лесу в 1937-1938 годах зарыто в «братских могилах» не менее 30-35 тысяч расстрелянных жителей Киева и области, а также более чем 3,5 тысячи иностранных граждан. Другие исследователи называют количество захороненных здесь жертв – около 80 тысяч человек.

Территория «спецучастка НКВД УССР» в Быковнянском лесу является наибольшим захоронением среди подобных на территории Украины, а также входит в тройку наибольших массовых захоронений жертв сталинских репрессий в бывшем СССР, наряду с Катынью и Бутово.

Овдиенко Мария Григорьевна (Бровары, Украина), старший научный сотрудник Броварского краеведческого музея, председатель Броварского литературно-художественного объединения «Криниця»;

Шумило Сергей Викторович (Киев, Украина), координатор Центра изучения наследия Новомучеников и Исповедников ХХ века, директор Международного института афонского наследия


Использованы материалы из архива СБУ следственного дела НКВД № 18330-ФП и материалы книги: Коцюба О., Коцюба В., Овдієнко М. "Дума про Гоголів. Історико-краєзнавчий нарис про с. Гоголів Броварського р-ну. Бровари, 2004.

 Список использованных источников:

  1. Галузевий державний архів СБУ. Справа № 18330-ФП.
  2. Галузевий державний архів СБУ. Справа № 89379.
  3. В. Коцюба, О. Коцюба, М. Овдієнко. Дума про Оглав. Броварі: Українська ідея, 2004.


  • [1] Коцюба В., Коцюба О., Овдієнко М. Дума про Оглав. – Броварі. – Українська ідея. – 2004. С. 413 – 430.
  • [2] Коцюба В., Коцюба О., Овдієнко М. Там же. С. 422.
  • [3] Коцюба В., Коцюба О., Овдієнко М. Там же. С. 415 – 416.
  • [4] Коцюба В., Коцюба О., Овдієнко М. Там же. С. 417 – 422.
  • [5] Коцюба В., Коцюба О., Овдієнко М. Там же. С. 422.
  • [6] Галузевий державний архів Слуби безпеки України (ГДА СБУ). Справа № 18330-ФП.
  • [7] ГДА СБУ. Спр. № 89379.
  • [8] ГДА СБУ. Спр. № 89379.
  • [9] ГДА СБУ. Спр. № 89379.
  • [10] ГДА СБУ. Спр. № 89379.
  • [11] ГДА СБУ. Спр. № 89379.
  • [12] ГДА СБУ. Спр. № 89379.
  • [13] ГДА СБУ. Спр. № 89379.
  • [14] ГДА СБУ. Спр. № 89379.

База данных репрессированных 

Обновления в Базе данных репрессированных
Последние публикации
В Сумской епархии в лике местночтимых святых прославили преподобномученика Аристарха (Ситало)

В Сумской епархии в лике местночтимых святых прославили преподобномученика Аристарха (Ситало)

Заупокойные молитвы по погибшим в Бабьем Яру

Заупокойные молитвы по погибшим в Бабьем Яру

Православне духовенство та порятунок єврейського населення від Голокосту

Православне духовенство та порятунок єврейського населення від Голокосту

Вітальні слова учасникам круглого столу «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»

Вітальні слова учасникам круглого столу «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»

Програма наукового круглого столу на тему «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»

Програма круглого столу «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»

Представники Центру Новомучеників взяли участь в роботі Міжнародної конференції «Биківня – від території смерті до місця пам’яті»

Представники Центру Новомучеників взяли участь в роботі Міжнародної конференції «Биківня – від території смерті до місця пам’яті»

Анонс: Круглий стіл до 80-х роковин трагедії Бабиного Яру в Києві

Анонс: Круглий стіл до 80-х роковин трагедії Бабиного Яру в Києві

У Кривому Розі молитовно вшанували пам’ять Собору новомучеників і сповідників Єкатеринославських

У Кривому Розі молитовно вшанували пам’ять Собору новомучеників і сповідників Єкатеринославських

У Кропивницькому СІЗО, де терпіли гоніння на віру і Церкву новомученики, освячено молитовну кімнату

У Кропивницькому СІЗО, де терпіли гоніння на віру і Церкву новомученики, освячено молитовну кімнату

В Житомирській єпархії у лику місцевошанованих святих прославили архієпископа Євменія (Хорольського)

В Житомирській єпархії у лику місцевошанованих святих прославили архієпископа Євменія (Хорольського)