Черниговский новомученик о. Николай Ромашко (1875–1933): по материалам следственного дела ГПУ УССР № 427 за 1930 г.

В октябре-ноябре 1930 г. по Чернигову и Черниговской области прокатилась новая волна арестов священнослужителей. Среди арестованных в этот период были о. Иоанн Смоличев[1], о. Георгий Корейша[2], о. Иоанн Любенко[3] и о. Николай Ромашко[4]. Фигурантом одного из дел стал не только священник – иерей  Николай Ромашко, но и все члены его семьи.

Дело № 427 ГПУ УССР по обвинению членов семьи Ромашко начато 7 ноября 1930 г. и окончено 20 апреля 1989 г. Следствие вел уполномоченный особого отделения 7 и Черниговского районного отделения ГПУ УССР Русаков. Материалы дела включают 41 лист, из которых:

1 лист – постановление о принятии дела к производству;

23 листа – протоколы допросов;

4 листа – постановление об избрании меры пресечения после предъявления обвинения:

1 лист – ордер на обыск;

5 листов – обвинительное заключение;

1 лист – выписка из протокола судебной тройки при коллегии ГПУ УССР:

1 лист – справка следователя следгруппы УКГБ УССР по Черниговской области;

1 лист – справка об освобождении Ромашко Л. Н.;

4 листа – заключения о реабилитации.

В постановлении о принятии дела к производству от 7 ноября 1930 г. говорилось, что уполномоченный Русаков рассмотрел материалы о преступной деятельности граждан Ромашко Николая Максимовича, Ромашко Игоря Николаевича, Ромашко Людмилы Алексеевны и Ромашко Людмилы Николаевны. Преступная деятельность якобы выражалась в том, что семья Ромашко используя религиозные предрассудки масс, систематически проводили агитацию среди селян с. Брусилова против мероприятий и кампаний, проводимых советской властью на селе. По признакам преступлений, предусмотренных ст.ст.54-10  п.2 Уголовного Кодекса дело было принято к производству. Ст.54-10 Уголовного Кодекса УССР предусматривала наказание за антисоветскую пропаганду и агитацию.

В ночь на 8 ноября 1930 г. три члена семьи Ромашко были арестованы. Показания свидетелей интересны тем, что они раскрывают жизнь церковной общины с. Брусилов в период гонений на Православную церковь.  

Свидетель Трофимчук И. Ю., заведующий кирпичным заводом в г. Чернигове показал, что, будучи откомандирован в с. Брусилов, встретил абсолютное отсутствие советского актива и 100-процентную религиозность села. В сельсовете он стал свидетелем разговора о том, что местный поп бьет шерсть на валенки и отправляет на Соловки, а членам сельсовета «не дает проходу за заем пятилетки, совестит их, что они распространяют заем». Со слов члена партии Пинчука, Трофимчуку известно, что «поп   с. Брусилова еще раньше заказал почти всему селу печь хлеб и сушить сухари, для чего – неизвестно…»[5].

Подробнее о жизни брусиловцев можно узнать из показаний местного почтальона, Пинчука И.И.: «За время моей работы на селе мне приходилось и приходится сталкиваться с большими трудностями и недовольствами со стороны бедняцко-середняцкого населения села, отразившееся против проводимых кампаний на селе. Все это вызвано благодаря попу Ромашко, проживающего в с. Брусилове, какой имеет большое влияние на массу не говоря о зажиточных, но на бедняцкую массу. Когда мне приходилось Ромашко раскулачивать, население села было против этого, и даже когда я предложил беднякам взять его коров, никто не согласился, указывая на то, что не нужно у попа забирать. Какими бы налогами Ромашко был бы обложен, он из своего ничего не давал, а через своих верующих собирал по селу и после сдавал. Влияние его на население еще подтверждается тем, что в нашем селе имеется 75 % верующих всех слоев населения, каковые за попа Ромашко готовы и способны все сделать. Это видно из открытых выступлений на собраниях, почему обложили попа или же религиозную общину. За последнее время собрания верующих в церкви все больше и больше усиливаются, с каждым разом втягиваются новые, также и молодежь. Раньше молитвы в церкви производились раз в неделю, т.е. по воскресным дням и праздничным, а сейчас молитвы проводятся почти ежедневно в присутствии Ромашко, где посредством колокольного звона собирает всех верующих, когда ему только вздумается. В праздничный день «Михайло», когда церковь была переполнена народом, Ромашко выступил с молитвенной речью, где указал: «Православные крестьяне, победим врага», какого именно он подразумевал врага, он не говорил. Среди присутствующих верующих сложилось мнение, что враг – советская власть. Подтвердить это может Дейнеко Иван Нестерович, служащий черниговской пожарной команды. У нас в селе по сей день нет коллектива. Не смотря на неоднократные попытки организовать в селе коллектив, мы всегда получали отказы и нежелание вступить в колхоз, получая от бедняцкого населения разные объяснения и мотивировки. В этом отношении большую роль сыграл Ромашко через своих верующих, где самым осторожным образом проводил эту работу. Большею частью при созыве собраний по разрешению какого-либо вопроса по кампаниям или устройству какого-либо в сельбуде спектакля или вечера, Ромашко обязательно старается это подорвать тем, что начинают звонить в церкви. Этим самым призывает верующих в церковь, а их, как я указал выше, в селе 75 процентов населения. Таким образом, намеченное активом в корне подрывается. Разрешить какой-либо вопрос общим собранием села приходится всегда созывать по несколько раз  и то после служения в церкви, т.е. поздним вечером. На сегодняшний день в нашем селе насчитывается около 10 кулацких хозяйств, остальное население бедняцко-середняцкое, отсюда вывод, что влияние Ромашко исключительно на бедняцко-середняцкое население, так как кулаки все равно с ним держат связь. Его влияние также было на актив села. Когда собирали подписи по селу о снятии колоколов, большая часть актива отказалась от подписи и таким образом колоколов не снимали. Актив также состоял и состоит из верующих, каковые посещают церковь и ясно, что провести что-нибудь в жизнь с ними ни в коем случае невозможно. Ромашко через свою жену имеет влияние на женский пол села. К ней ходят богомолки, через которых проводит свою агитационную работу и, таким образом, если в селе нужно что-либо провести в жизнь о <женработе> (написано неразборчиво – примечание автора) мы всегда встречаем тормоза и недовольства, а наоборот, слышим от женщин села, что им нужен поп и нужно им молиться Богу. Дети верующих по приходу из школы также идут в церковь, конечно, под нажимом своих родителей. Ромашко имеет тесную связь со своим сыном Игорем, каковой является дьяком в с. Клочкове. Последний ежедневно приходит в с. Брусилов. До сего времени у нас в селе не было ячеек, как партийной, так и комсомольской, организовать ни в коем случае не удавалось, ибо никто не желал вступать в партию или ЛКСМ. Здесь опять играет роль религия, каковая запутала все село. Ромашко очень умный и хитрый,  может всякими способами привлечь массу к себе, конечно, не открыто, а через своих преданных верующих…»[6].

Жители с. Брусилова Онищенко М. С. и Радченко И. С. показали, что весной     1930 г. была проведена запись всех желающих в религиозную общину села. Летом того же года стало известно о том, что церковная община не в состоянии платить сторожу церкви жалованье, как и оплачивать страховку за него. Было принято решение, что церковь будут охранять сами верующие – каждую ночь дежурили по два человека и охраняли здание от пожара и ограбления[7]

В качестве свидетеля был прошен член коммунистической партии, Дубина Д. Е.  Председателем сельсовета с. Брусилова он стал 2 октября 1930 г., т.е. всего за месяц до ареста семьи Ромашко. Этого срока ему оказалось достаточно, чтобы оценить влияние местного священника на жителей села. «По приезду в с. Брусилов я сразу обратил внимание на частые колокольные звоны в церкви, не только в воскресные и праздничные дни, но и в будние дни. На мой вопрос селянам, почему так часто звонят в церкви, мне ответили, что священник им сказал, что поскольку в городе монастырей нет, то нам необходимо и за них звонить, также и молиться. Религия на селе была сильно развита, не было ни одной хаты, откуда бы не ходили в церковь. Влияние попа не только на стариков, но и на молодежь. Когда мне приходилось на <кутковых> (не разборчиво написано – примечание автора) собраниях говорить о коллективизации, то селянки в особенности задавали вопрос, будет ли церковь, поп и можно ли будет крестить детей, если вступят в коллектив. В разговоре с женой селянина Домана Павла о коллективизации она мне сказала, что как бы Вы не говорили о коллективе, коллектива у нас не будет, а стоит только попа принять в коллектив, то коллектив будет. На мой вопрос, откуда она это знает, она мне ответила, что вся организация религиозных женщин говорит об этом и, кроме того, сам поп сказал, что если будет коллектив, то не будет церкви. Поп действовал через организацию женщин совместно со своей женой. Был характерный случай, когда выборный секретарь сельсовета Дайнеко Семен записался в инициативную группу о коллективизации, группа женщин пришла к нему на дом и укоряли его в этом, указывая на то, что осрамил церковь и религию, также предлагали жене выгнать его из квартиры и не давать ему кушать. Все это было организовано через попа и его жену. Когда Ромашко было предложено взять облигации на 300 рублей по постановлению сельрады, он подписался, но потом ходил к членам сельсовета с укорами, почему они постановили брать ему облигации, в результате все отнекивались, но Ромашко предложил им собрать деньги и он их внесет. Когда он был обложен самообложением в 770 рублей, он послал женщин собирать деньги на самообложение, деньги были собраны и внесены им. Жена Домана Павла также может подтвердить то, что жена Ромашко ездила по селу, где собирала продукты и все кто что даст, также приготовить сухарей и одежду для высланного духовенства в Соловки. В разговоре с учениками 4 группы о пионерском отряде я получил ответ, что никто из них не запишется и тот дурак, кто запишется. Кресты носят все поголовно. В прошлом году некоторые дети записались в отряд пионеров, но после пришли их родители и чуть ли не с боем заставили их выписать, это также было, наверное, по агитации попа, ибо обо всем, что делается в селе ему сейчас же известно…»[8].

8 ноября 1930 г. были допрошены Игорь Николаевич и Людмила Алексеевна Ромашко.

Игорь Ромашко родился в 1904 г. По окончании Черниговской мужской гимназии он поступил в Черниговский институт народного образования[9]. Возможности работать учителем руководство института не предоставило – во время «чистки», комиссия задала Игорю вопрос, верит ли он в Бога, на что он ответил «да». В личном деле студента Ромашко комиссией социально-академической проверки отмечено, что Игорь не допущен к педагогическому стажу, как «религиозный фанатик» и «чуждый пролетарской идеологии»[10].  Утратив шанс работать по специальности, он стал псаломщиком. Служил  сначала в с. Березанка[11] Черниговского района, а через год перевелся в с. Клочков[12]. Там он прослужил до дня ареста. В протоколе допроса раскрывается духовная сторона личности Игоря: «Моя роль на селе, как верующего человека – это служить примером верующего человека. Кроме того, в мою обязанность как верующего, также входит втягивание селян (добровольное) в религиозные общины и вообще доказать о том, что религия должна существовать, отсюда вывод, что церковь как общество верующих на селе обязательна. В с. Клочкове, где я служу псаломщиком, втянуто в религиозную общину 97 %  населения. Эта работа проведена священником Любенко И. при помощи моей, как псаломщика. Будучи дома в с. Брусилов, помогаю отцу моему, Николаю Ромашко, каковой является священником с. Брусилова также во втягивании или вернее советовать селянам быть верующими и посещать церковь. Таким образом, в с. Брусилов благодаря работе моего отца и моей, как верующего, записано селян в религиозную общину 99 % населения. Если кем-либо мне передавались антирелигиозные разговоры, я, как верующий, доказывал им, что по данному вопросу существует другая точка зрения, т.е. что это в корне не верно и что Бог есть, на что верующие всегда меня поддерживали. В религиозном отношении политика партии идет в разрез с нашими убеждениями, отсюда вывод, что мы с этой политикой (антирелигиозной) не согласны. В удобных случаях (например, когда передается какая-иибудь антирелигиозная научная точка зрения) мы стараемся объяснить и рассказать другую точку зрения, т.е. религиозную…»[13]. Предполагая, что нахождение на свободе Игоря Ромашко отразится на ходе следствия, 8 ноября 1930 г. было подписано постановление о содержании его под стражей в Черниговском Допре[14].

Людмила Алексеевна Ромашко, супруга о. Николая, родилась в 1870 г., в семье священника Алексея Покровского, окончила Черниговскую женскую гимназию[15] и до 1922 г. работала учителем[16]. На допросе она подтвердила свое отношение к вере: «Я, как религиозная, верю в то, что Бог есть и считаю, что антирелигиозные пропаганды не верны». На допросе Людмила Алексеевна была немногословна – исповедание веры, подтверждение общения с членами религиозной общины и инициативы церковной общины по охране церкви самими верующими.  Считая, что нахождение на свободе Людмилы Алексеевны Ромашко отразится на ходе следствия, 8 ноября 1930 г. было также подписано постановление о содержании ее под стражей в Черниговском Допре[17].

Николай Максимович Ромашко родился в 1875 г., в крестьянской семье. По окончании церковно-приходской школы вскоре сам стал преподавать детям. В 1903 г. был рукоположен в диакона, а в 1912 г . – во священника с. Брусилова Черниговского района[18]. Допросили батюшку 9 ноября 1930 г. Он рассказал, что только 10-20 из 300 дворов с. Брусилова не записались в религиозную общину, а остальные записаны и являются верующими. Подтвердил о. Николай также и то, что по инициативе церковной общины храм охраняли сами верующие, что верующие помогли заплатить ему за облигации индустриализации 300 рублей, как и часть самообложения в 770 рублей. В разговоре про колхозы с отдельными селянами батюшка говорил, что «коллективизация вещь хорошая в смысле того, что сберегается время, сила и т.д.», но «будучи в коллективе, не следует забывать о религии». По мнению о. Николая, настроение у селян  было антиколхозное ввиду отрицательных результатов в других существующих колхозах[19]. 9 ноября 1930 г. вышло постановление о содержании Николая Ромашко под стражей в Черниговском Допре[20].

В протоколе свидетельницы Храмец П. Ф. дата допроса не указана, но, судя по содержанию, это событие произошло после ареста семьи Ромашко. Ее показания подтверждают влияние местного священника на жителей с. Брусилова: «Влияние попа на селян очень большое и если бы его не было в селе, то у нас давно был бы коллектив, ибо  когда на собраниях поднимают вопрос о коллективизации, то всегда встречаются недовольства крестьян, мотивируя тем, что если пойдут в коллектив, то нельзя будет Богу молиться и т.д. и сразу видно, что они пропитаны духом религии и верят только попу. Почти все село наше за попа. И сейчас, когда его арестовали, все крестьяне против его ареста. Я лично считаю, что убрать его из нашего села нужно было давно, ибо он только нам мешает в проведении всех кампаний на селе…»[21].

9 ноября 1930 г. был получен ордер на обыск дома, где проживала Людмила Николаевна Ромашко и в зависимости от результатов обыска, разрешение на ее арест. Ничего про ход обыска, понятых и результаты в деле не сказано. Имеется только протокол допроса. Людмила Николаевна Ромашко  родилась в 1908 г., окончила Черниговскую землеустроительную профшколу и, в связи со своим социальным происхождением (дочь священника), больше нигде не училась. Весной Людмила переехала в Чернигов, где поступила в школу кроя и шитья. Из показаний дочери Ромашко: «Будучи в школе землеустройства у нас были организованы разные кружки, в том числе и антирелигиозный кружок. Но в таковой я не записалась, так как я считала и считаю себя религиозной, даже доходило до того, что мои соученики смеялись надо мной. По окончании школы я работы не искала, ибо мои религиозные убеждения и социальное происхождение не соответствовало тем требования, какие требуются советскому землемеру»[22]. Людмилу, как и остальных членов семьи Ромашко, постановили содержать под стражей в Черниговском Допре[23].

Во время обыска дома Людмилы Ромашко был арестован и Скрипка Андрей, житель с. Брусилова, который пришел сообщить Людмиле об аресте родителей и брата.

11 ноября 1930 г. был опрошен местный житель с. Брусилова Дайнеко И. Н. Из первых строк протокола допроса узнаем о том, что по инициативе  этого жителя и при помощи сельсовета дом о. Николая был занят для проведения культработы на селе. Кроме стандартных обвинений священника Ромашко в провалах проводимых на селе кампаний, в протоколе допроса есть один интересный факт: «Священник Ромашко своей агитацией имел большое влияние даже на тех членов КНС, которые не ходили в церковь по 7-8 лет. Теперь они ходят в церковь на каждое богослужение и даже говеют те, которые не говели по столько же лет»[24].

Бывший учитель Гравицкий П. К. 13 ноября 1930 г. показал, что священник Ромашко и его жена агитировали против советской власти через других лиц, что о. Николай мешал устройству народного дома и культработе в своем бывшем доме напротив церкви[25].

Несколько коротеньких протоколов допроса от 17 ноября 1930 г. дополняют дело Ромашко. Губка А. А. и Чистюк К. Д. показали, что год назад жена священника Ромашко собирала по селу разные продукты, по слухам – для высланного на Соловки духовенства[26].  Храмец Н. П. сообщил, что Ромашко проводил вместе со своим сыном, женой и дочерью агитацию среди селян и селянок против кампаний, особенно коллективизации[27].

Последний свидетель перед обвинительным заключением – бывший звонарь Процько В. Ф., который состоял в близких отношениях со священником, поскольку был звонарем и пономарем церкви. Он рассказал, что на сельском собрании по вопросу коллективизации по своей личной инициативе задал вопрос о возможности в коллективе соблюдать религиозные обряды. Аналогичный вопрос задали другие селяне, члены религиозной общины, поскольку считали, что в коллективе нужна будет религия[28].

Следует отметить, что протоколы допросов велись не четко. Так, в протоколе допроса Трофимчука И. Ю. не указано кем был произведен допрос и в качестве кого он был допрошен[29]. Для допроса Пинчука И. И. использовался бланк обвиняемого, а не свидетеля[30]. В показаниях допроса Дубины Д. Е. не указана дата допроса[31]. В протоколах допросов Ромашко Л. А., Скрипка А. Ф., Процько В. Ф. не отмечено в качестве кого они допрашиваются[32].  

В обвинительном заключении от 19 ноября 1930 г. предлагалось возбудить ходатайство перед судебной тройкой ГПУ УССР о применении к обвиняемому Ромашко Николаяю Максимовичу, как социально-опасному элементу высшей меры социальной защиты – расстрела; Ромашко Людмилу Алексеевну предлагалось заключить в концлагерь сроком на пять лет; Ромашко Игоря Николаевича и Ромашко Людмилу Николаевну выслать за пределы Украины сроком на восемь и десять лет соответственно, с конфискацией имущества[33].

Судебная тройка при коллегии ГПУ УССР рассмотрев 17 декабря 1930 г. дело Ромашко Николая Максимовича и других членов его семьи, постановила: выслать всех членов семьи Ромашко в Северный край сроком на семь лет[34].

В деле имеется справка из Кочевского РО УНКВД Коми-Пермяцкого округа о том, что Ромашко Людмила Николаевна, высланная по постановлению тройки ГПУ УССР, освобождена из ссылки 8 января 1938 г.[35].

Учитывая наличие одной справки, можно было предположить, что только Людмила Николаевна Ромашко выжила в ссылке. В сентябре 2018 г. был направлен запрос в Москву, в информационный центр МВД, с просьбой предоставить информацию о священнике Николае Ромашко. В результате поисковой работы по имеющимся архивным материалам было установлено, что Центральный архив МВД России архивных документов в отношении Ромашко Николая Максимовича на хранении не имеет. Рекомендовалось обратиться  в информационные центры МВД по Республике Коми и Архангельской области. Запросы были направлены по указанным адресам, ответы пришли одинаковые – запрашиваемых сведений по Ромашко Николаю Максимовичу в информационных центрах нет. 

В мае 2018 г. Брянской епархией была издана книга Игоря Николаевича Ромашко «Немного о том, что я видел, слышал, испытал в жизни». Из воспоминаний автора книги стало известно, что все члены семьи Ромашко должны были отправиться в ссылку в г. Архангельск, но этап собрался только из мужчин. Женский этап собрался позже и по дороге в г. Архангельск было получено распоряжение о том, чтобы всех везли на Северный Урал. О. Николай и Игорь сначала отбывали срок в г. Архангельске, затем были перенаправлены в область Коми. 2 сентября 1933 г. батюшка Николай умер от дизентерии в с. Дон (заразился, ухаживая за больным ссыльным). Людмила Алексеевна и Людмила Николаевна были отправлены сначала в г. Кудымкар, Коми-Пермяцкого округа, затем жили в с. Кочево. После освобождения Людмила Алексеевна, Людмила Николаевна и Игорь Николаевич Ромашко переехали и остались жить в г. Рыбинск Ярославской области.

20 апреля 1989 г. прокурором Черниговской области Даценко Н. И. было утверждено заключение о том, что Ромашко Николай Максимович, Ромашко Людмила Алексеевна, Ромашко Игорь Николаевич и Ромашко Людмила Николаевна попадают под действие ст.I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов»[36].

Известие о реабилитации своих близких родных внуки о. Николая Ромашко получили только в 2019 г. (поскольку в архивном уголовном деле данных о родственниках семьи Ромашко не имелось).

В 2020 г. исполняется 90 лет со дня ареста семьи Ромашко. Родители так смогли духовно воспитать своих детей, что и Игорь, и Людмила, не задумываясь, открыто исповедали веру в Бога и лучшие молодые годы провели в ссылке. Семья Ромашко единодушно презрела земные блага и претерпела Господа ради.

«Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех…»[37]


Мельник Инна Васильевна (г. Чернигов, Украина), краевед, ведущий инженер по внедрению и сопровождению информационных систем АТ «Укрпочта». 


Источник: Церква мучеників: гоніння на віру та Церкву у ХХ столітті: матеріали Міжнар. наук. конф. (К., 6–7 лютого 2020 р.) / упоряд. С.В. Шумило; відп. ред. прот. В. Савельєв. — К.: Видавничий відділ Української Православної Церкви, 2020. — С.152–160.


Смотрите по теме: Церковь Мучеников: гонения на веру и Церковь в ХХ веке >>>


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ГПУ – Государственное политическое управление

Допр – дом принудительных работ

КНС – комітет незаможних селян

Культработа – культурно-массовая работа

ЛКСМ – Ленинский Коммунистический Союз Молодежи

МВД – Министерство внутренних дел

Профшкола – профессиональная школа

РО УНКВД – районный отдел управления народного комиссариата внутренних дел

Сільбуд – сільський будинок

Сільрада – сільська рада

Сельсовет – сельский совет

Следгруппа – следственная группа

СССР – Союз Советских Социалистических Республик

УССР – Украинская Социалистическая Советская Республика

УКГБ – управление комитета государственной безопасности


[1] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д. 8120 с.12.

[2] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.5639 с.15.

[3] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.2919 с.12.

[4] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.35.

[5] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.2,3.

[6] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.4-6.

[7] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.7.

[8] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.11.

[9] Государственный архив Черниговской области. Ф.608. Оп.1. Д.3026 с.1.

[10] Государственный архив Черниговской области. Ф.608. Оп.1. Д.3026 с.5-6.

[11] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-67. Оп.1. Д. 134 с.127.

[12] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-67. Оп.1. Д. 462 с.11

[13] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.8-9.

[14] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.10.

[15]Государственный архив Черниговской области. Ф.679. Оп.3. Д.395 с.618.

[16] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.12.

[17] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.13.

[18]Государственный архив Черниговской области. Ф.679. Оп.3. Д.395 с.618.

[19] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.14-15.

[20] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.16.

[21]Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.17.

[22] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.18-20.

[23] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.21.

[24] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.24.

[25] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.25.

[26] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.26,28.

[27] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.27.

[28] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.29.

[29] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.2.

[30] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.4.

[31] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.11.

[32] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.12, 22, 29.

[33] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.34.

[34] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.35.

[35] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.37.

[36] Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.8301 с.38-41.

[37] Мф.5:11-12.

База данных репрессированных 

Обновления в Базе данных репрессированных
Последние публикации
На місці масових поховань жертв репресій на Лук’янівському кладовищі у Києві вшанували пам’ять Новомучеників

На місці масових поховань жертв репресій на Лук’янівському кладовищі у Києві вшанували пам’ять Новомучеників

Викладачі шкіл на Київщині ознайомились з історією сталінських репресій проти православного духовенства

Викладачі шкіл на Київщині ознайомились з історією сталінських репресій проти православного духовенства

У Борисполі відбулася канонізація священномученика Михаїла Под’єльського

У Борисполі відбулася канонізація священномученика Михаїла Под’єльського

У Броварах вперше представили невідомі імена репресованих священнослужителів з Броварщини та запропонували перейменувати на їхню честь низку вулиць міста

У Броварах вперше представили невідомі імена репресованих священнослужителів з Броварщини та запропонували перейменувати на їхню честь низку вулиць міста

Програма заходів з вшанування пам’яті репресованого духовенства м. Бровари, 12 – 13 листопада 2021 р.

Програма заходів з вшанування пам’яті репресованого духовенства м. Бровари, 12 – 13 листопада 2021 р.

В Сумской епархии в лике местночтимых святых прославили преподобномученика Аристарха (Ситало)

В Сумской епархии в лике местночтимых святых прославили преподобномученика Аристарха (Ситало)

Заупокойные молитвы по погибшим в Бабьем Яру

Заупокойные молитвы по погибшим в Бабьем Яру

Православне духовенство та порятунок єврейського населення від Голокосту

Православне духовенство та порятунок єврейського населення від Голокосту

Вітальні слова учасникам круглого столу «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»

Вітальні слова учасникам круглого столу «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»

Програма наукового круглого столу на тему «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»

Програма круглого столу «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»