Нектарий (Трезвинский Нестор Константинович)

Дата рождения:

1889 год

Место рождения:

с. Яцки, Васильковский уезд, Киевская губерния

Сан или должность:

епископ

Образование:

Киевская духовная семинария

(1902–1908)

Киевская Духовная Академия

(1911–1915)

Окончил обучение со степенью кандидата богословия.

 

Во время учёбы, в 1912 году, принял монашеский постриг. 

Рукоположение:

3 июня 1924 года в Александро-Невской Лавре хиротонисан во епископа Велижского, викария Полоцкой епархии, но выехать в епархию не смог из-за подписки о невыезде.

    Служение:

    1-й Туркестанский стрелковый полк (октябрь 1915 г. – октябрь 1917 г.)

    полковой священник

    Петроград, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра

    иеромонах (13 декабря 1917 г. – 1918 г.)

    архимандрит (1918–1920 гг.)

    Петроградская губ., г. Ямбург, Екатерининский собор (1920 г. – сентябрь 1921 г.) 

    настоятель

    Петроградская епархия (февраль–июнь 1924 г.)

    архимандрит, благочинный монастырей и подворий

      Вятская епархия (декабрь 1924 г. – 22 мая 1925 г.)

      епископ Яранский, викарий Вятской епархии

       

      Резко выступил против обновленческого собора 1925 г. На приглашение раскольников он ответил: «Богомерзкого обновленческого движения отрицаюся и анафематствую оное. Богомерзкий, разбойничий, т. н. собор 1923 г. в Москве со всеми его постановлениями анафематствую, со всеми примкнувшими к сему обновленческому соблазну обещаюсь не имети канонического общения».

           

            Аресты:

            В первый раз был арестован в 1919 г. Вскоре был освобождён.

            Во второй раз — 8 сентября 1921 года.

            В третий раз — в г. Яранск 22 мая 1925 года.

            В четвёртый раз — в г. Казань 30 августа 1930 года.

            Места проживания:

            Киево-Печерская Лавра

            После освобождения по амнистии в январе 1921 г. до осени того же года жил в Киево-Печерской Лавре.

            Казань, Козья Слобода, Октябрьская ул., 22–2 (1927 г. – 30 августа 1930 г.)

            20 февраля 1928 г. отказался от административного подчинения митрополиту Сергию и его Синоду. В составе викторианской группы «непоминающих» был запрещен в священнослужении.

            Осуждения:

            8 октября 1921 года Президиумом Петроградской губернской чрезвычайной комиссии был осуждён на год принудительных работ с содержанием под стражей.

            13 ноября 1925 года решением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ СССР приговорён к 3 годам лагерей.

            Статья 69, 119 УК РСФСР

            5 января 1932 года обвинён в «создании контрреволюционной организации  "Истинно Православная Церковь" в Татарии» и осуждён к 10 годам концлагерей.

             

            Из обвинения:
            «Осуществлял связь Казанской контрреволюционной организации церковников с церковно-административным и церковно-политическим центрами контрреволюционной организации "ИПЦ" и фактически преобразовал организацию в филиал упоминаемых центров. Проводил вербовку в контрреволюционную организацию "Истинные" по г.Казани и ее округу... Имел непосредственную связь с архиепископом Дмитрием Гдовским и с деятелями церковно-политического центра "ИПЦ" в Москве...».

            На допросе показал:
            «Моление в моей квартире-келье происходит по воскресеньям и двунадесятым праздникам, в числе молящихся у меня бывали приезжие из Яранской епархии, не признающие митрополита Сергия и его Синод. Я истинный сторонник Патриарха Тихона и готов за него умереть, и стремлюсь быть таковым. А также молящиеся есть постоянные, проживающие в Казани, но сказать, кто и фамилии их — я этого не стану, так как считаю это подлостью (предательством), и вообще о своем богослужении говорить не намерен, и с моей стороны этого сказано никогда не будет».
             

            8 сентября 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Западно-Казахстанской области приговорён к высшей мере наказания — расстрелу. Осуждён, находясь в заключении в лагере.

                    Места заключения:

                    Тюрьма «Кресты» в г. Петроград (сентябрь 1921 г. – январь 1922 г.)

                    Освобождён в январе 1922 г. по амнистии. Жил в Киево-Печерской Лавре, к осени 1922 г. вернулся в Петроград.

                    Соловецкий лагерь особого назначения (1925 г. – 16 ноября 1927 г.)

                    По постановлению Особого Совещания при Коллегии ОГПУ СССР (от 18 мая 1927 г.) 16 (20?) ноября 1927 г. освобождён с лишением права проживания в шести крупных городах сроком на 3 года. Отправлен в Казань.

                    Казань, изолятор ПП ОГПУ Татарской АССР (30 августа 1930 г. – 1932 г. = период следствия)

                    Соловецкий лагерь особого назначения (1932 г. – 2-я половина 1930-х)

                    В заключении на Соловках, участвовал в катакомбных богослужениях «иосифлян».

                    Западно-Казахстанская область, Прорвинский лагерь (вторая половина 1930-х – 1937 г.)

                      Кончина:

                      Расстрелян 8 сентября 1937 года в тюрьме в г. Гурьеве (ныне г. Атырау). По данным [8], осуждён и расстрелян 2 августа 1937 г.

                      Публикации:

                      1. Нектарий (Трезвинский Нестор Константинович) // База данных «За Христа пострадавшие» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;

                      2. Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. — СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). — С.167–168;

                      3. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). — Erlangen, 1979–1989. — Т. 5. — С. 29;

                      4. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сборник в 2-х частях / Сост. М.Е. Губонин. — М., 1994. — С. 982;

                      5. Ожегин П. Т. Список репрессированных служителей Церкви Вятской епархии [Архив автора. Машинопись];

                      6. Ожегин П.Т. Список архиепископов и епископов, подвергшихся гонениям на территории Кировской обл. [Рукопись];

                      7. Сухих А., прот. Яранский чудотворец // Вятский епархиальный вестник. — 1996. № 7 (75). — С. 5;

                      8. Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез...»: Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. — М. : Серебряные нити, 1998. — С. 277;

                      9. Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ «Мемориал», 1999. — С. 292–293;

                      10. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. — СПб., 1999. — С.12;

                      11. Сайт общества «Мемориал». Жертвы политического террора в СССР;

                      12. Обвинительное заключение по делу № 1948 «О контрреволюционной религиозно-монархической организации, филиала к/р Центра "Истинно-Православной Церкви" в Татарской АССР».

                      Документы:

                      Реабилитации:

                      Первая: реабилитирован 21 марта 1990 года (по обвинению 1932 г.);

                      Вторая: реабилитирован 28 января 1992 года прокуратурой Кировской области (по году репрессий — 1928 г.).

                      База данных репрессированных 

                      Обновления в Базе данных репрессированных
                      Последние публикации
                      Викладачі шкіл на Київщині ознайомились з історією сталінських репресій проти православного духовенства

                      Викладачі шкіл на Київщині ознайомились з історією сталінських репресій проти православного духовенства

                      У Борисполі відбулася канонізація священномученика Михаїла Под’єльського

                      У Борисполі відбулася канонізація священномученика Михаїла Под’єльського

                      У Броварах вперше представили невідомі імена репресованих священнослужителів з Броварщини та запропонували перейменувати на їхню честь низку вулиць міста

                      У Броварах вперше представили невідомі імена репресованих священнослужителів з Броварщини та запропонували перейменувати на їхню честь низку вулиць міста

                      Програма заходів з вшанування пам’яті репресованого духовенства м. Бровари, 12 – 13 листопада 2021 р.

                      Програма заходів з вшанування пам’яті репресованого духовенства м. Бровари, 12 – 13 листопада 2021 р.

                      В Сумской епархии в лике местночтимых святых прославили преподобномученика Аристарха (Ситало)

                      В Сумской епархии в лике местночтимых святых прославили преподобномученика Аристарха (Ситало)

                      Заупокойные молитвы по погибшим в Бабьем Яру

                      Заупокойные молитвы по погибшим в Бабьем Яру

                      Православне духовенство та порятунок єврейського населення від Голокосту

                      Православне духовенство та порятунок єврейського населення від Голокосту

                      Вітальні слова учасникам круглого столу «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»

                      Вітальні слова учасникам круглого столу «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»

                      Програма наукового круглого столу на тему «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»

                      Програма круглого столу «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»

                      Представники Центру Новомучеників взяли участь в роботі Міжнародної конференції «Биківня – від території смерті до місця пам’яті»

                      Представники Центру Новомучеників взяли участь в роботі Міжнародної конференції «Биківня – від території смерті до місця пам’яті»