Василий (Богдашевский Дмитрий Иванович)

Дата рождения:

19.10.1961

Место рождения:

Волынская губ., Владимир-Волынский у., Порицкая вол. (Украина, Волынская о., Иваничевскиий р.), с.Завидов

Сан или должность:

архиепископ

Специальность:

доктор богословия, профессор

Образование:

  • Мелецкое духовное училище (до 1876)
  • Волынская Духовная Семинария (до 1882 окончил 2-е отделение Волынской Духовной Семинарии с аттестатом I разряда)
  • Киевская Духовная Академия, богословское отделение (до 1886 окончил богословское отделение Киевской Духовной Академии со степенью кандидата богословия с правом получить степень магистра чрез напечатание сочинения и удовлетворительное защищение его в присутствии Совета. Оставлен в КДА для приготовления к профессорскому званию)
  • В 1885–1887гг. в Волынских епархиальных ведомостях опубликовал первые научные работы: "Учение о пастырстве в поучениях и посланиях русских митрополитов и епископов XII-XIV вв.", "Разбор древних и новейших мнений, противных учению о Промысле Божием"

Рукоположение:

  • диакон (04.09.1910)
  • иерей (05.09.1910 рукоположил епископ Чигиринский Павел (Преображенский), 
  • викарий Киевской епархии протоиерей (26.09.1910)
  • иеромонах Василий (24.09.1913 Киев, Антониева пещера Киево-Печерской Лавры, рукоположил митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) 
  • архимандрит (05.10.1913 Киев, Софийский кафедральный собор, рукоположил митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) 
  • епископ (06.08.1914 Киев, Софийский собор)
  • архиепископ (В 1925г. возведен в сан архиепископа и награжден правом ношения креста на клобуке.)

Служение:

Киевская Духовная Академия (1887 -1910)

  • Должность  и.д. доцента, доцент (с 17.11.1890г.), экстраординарный профессор (с 1902г.), сверхштатный ординарный профессор (с 1905г.), штатный ординарный профессор (с 1907г.), инспектор КДА (с 1909г.) 
  • В 1887г. назначен и.о. доцента по кафедре истории древней и новой философии КДА, За представленную 17 августа 1889г. диссертацию на тему "Лжеучения, обличаемые в первом послании св.Апостола Иоанна" 17 ноября 1890г.
  • утвержден Указом Св.Синода в степени магистра богословия.
  • Вскоре назначен доцентом КДА.
  • В 1897г. по собственному прошению переведен с кафедры истории философии на кафедру
  • Священного Писания Нового Завета.
  • С 1902г. — экстраординарный профессор КДА.
  • В 1904г. удостоен степени доктора богословия за сочинение "Послание апостола Павла
  • к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое исследование" (Киев, 1904г.).
  • С 1905г. занимал должность сверштатного ординарного профессора КДА, с 1907г. —
  • штатного ординарного профессора КДА на кафедре истории Нового Завета
  • В 1909г. овдовел.
  • С 1910г. являлся главным редактором "Трудов Киевской Духовной Академии"

Киевская Духовная Академия  (1910 - 1913)

  • Должность  штатный ординарный профессор КДА на кафедре истории Нового Завета, заслуженный ординарный профессор (с 1912г.) В 1912г. в связи с 25-летим научной деятельности удостоен звания заслуженного ординарного профессора

Киев, Киевская Духовная Академия (24.09.1913 - 06.08.1914)

  • Должность  заслуженный штатный ординарный профессор, ректор КДА (с 29.07.1914г.) 
  • 29 июля 1914г. назначен ректором Киевской Духовной Академии и настоятелем Киевского Братского Богоявленского монастыря. Состоял членом комиссии по научному изданию славянской Библии

Киев, Братский Богоявленский монастырь (29.07.1914 - 06.08.1914)

Киевская епархия 

  • Должность  епископ Каневский, викарий Киевской епархии, ректор КДА (06.08.1914-1920)
  • В 1914г. избран почетным членом Московской Духовной Академии.
  • В 1915г. избран почетным членом Петроградской и Казанской Духовных Академий.
  • С 1914г. являлся товарищем председателя Киевского религиозно-просветительского общества.

Киевская епархия 

  • Должность  епископ Прилукский, викарий Киевской епархии (08.1924-1925)
  • По окончании ссылки архиепископ вернулся в Киев, был назначен епископом Прилукским

Киевская епархия 

  • Должность  архиепископ Прилукский, викарий Киевской епархии (1925-1926)
  • Должность  архиепископ Каневский, викарий Киевской епархии (1926-10.03.1933)
  • В конце 1925 — начале 1926г. вновь назначен на Каневскую кафедру.
  • В марте 1926г. шесть епископов Украинской Православной Церкви подписали общее сообщение Экзарху Украины митрополиту Михаилу (Ермакову) против Григорианского раскола в РПЦ. Вскоре после этого, 12 марта 1926г. было принято обращение украинских православных иерархов к Заместителю Патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) с осуждением организаторов нового церковного раскола ВВЦУ.
  • Среди подписавших оба эти документа был и архиепископ Каневский Василий (Богдашевский)

Награды:

  • орден св.Станислава 3-й степени (15.05.1894)
  • медаль в память царствования императора Александра III (26.02.1896)
  • орден св.Анны 3-й степени (06.05.1897)
  • орден св.Станислава 2-й степени (06.05.1902)
  • орден св.Анны 2-й степени (06.05.1906)
  • орден св.Владимира 4-й степени (06.05.1910)
  • камилавка (26.09.1910)
  • нагрудный знак и медаль "В память 300-летия Дома Романовых" (21.02.1913)
  • орден св.Владимира 3 степени за службу по епархиальному ведомству (06.05.1913)
  • орден св.Владимира 4-й степени (1910)
  • орден св.Владимира 3-й степени  (1913)
  • орден св.Анны I степени (06.05.1916)
  • право ношения креста на клобуке (1925)

Аресты:

Киев (04.04.1923)
Накануне ареста ему был прислан указ Всеукраинского Высшего Церковного Управления (ВУВЦУ) — высшего руководящего органа обновленческого движения от 3 апреля 1923г.:
"Согласно постановлению Президиума ВУВЦУ от 15 января 1923г. Вы, за непризнание ВУВЦУ, противодействие церковно-обновленческому движению и церковную контрреволюцию, уволены на покой. При этом ВУВЦУ предупреждаВас, что оно снимает перед гражданской властью всякую ответственность за дальнейшую Вашу деятельность.
Председатель ВУВЦУ митрополит Тихомир".
В ночь со среды на четверг на Страстной седмице 1923г. как архиерей, не признавший ни самосвятской Украинской церкви, ни обновленческого ВЦУ,епископ Василий был арестован вместе с архиепископом Михаилом (Ермаковым) и епископом Димитрием (Вербицким). Перевезен в Москву в Бутырскую тюрьму

Осуждения:

комиссия НКВД РСФСР по административным высылкам (15.05.1923)
Приговор  высылка в Зырянский край сроком на 2 года 
Епископу Василию было инкриминировано, что он "агитировал против Советской власти путем проповедей".
Епископ Василий виновным себя не признал, в своих показаниях указывал: "В своих проповедях никогда не касался политических тем, никогда не бы контрреволюционером".
Епископ Василий был приговорен к ссылке в Коми АО

Места заключения:

  • Москва, Бутырская тюрьма (04.1923-05.1923)
  • Коми (Зырян) АО, с.Ижма (05.1923-08.1924)

12 апреля 1924г. Св.Патриарх Тихон безрезультатно ходатайствовал о его освобождении. С мая 1923 по август 1924г. епископ Василий находился в с.Ижма Коми (Зырян) АО. И хотя постановление НКВД о ссылке уже через три месяца было отменено, в Ижме ему пришлось провести в общей сложности больше года.
Из письма от 27 марта 1924г. архиепископа Василия свои друзьям Ольге Павловне и Екатерине Ивановне Поваровым [13]:
"Богу благодарение, я освобожден из ссылки. Освобождение мне дано еще 11 августа (ст.ст.) прошлого года, но бумага об этом получена в Ижме только 4 января с.г. (ст.ст.), т.е. через 5 месяцев, зимою, в лютые морозы, выехать не могу, да и средств на выезд требуют, (чтобы я ехал за свой счет) у меня нет. Долго я думал и, наконец, посоветовавшись с киевлянами, решил оставаться в Ижме до открытия пароходства, когда  путешествие будет легче, да и повезут на казенный счет... Тяжело, конечно, быть изгнанником. Тяжело уже почти год не служить, да и теперь мне, даже освобожденному, служить не разрешают. Но что же делать: нужно терпеть и за все благодарить Бога, все устрояющего к нашему благу" .
Архиепископ Василий уехал из Ижмы в августе 1924г.

Кончина:

10.03.1933 (Место Киев)

Место захоронения :

Киев, Лукьяновское кладбище, 17-ый участок

Публикации:

  1. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.2. С.77–84.
  2. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.965.
  3. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1907г. СПб., 1907. С.13.
  4. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917г. Пг., 1917. С.12.
  5. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.90.
  6. Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. 384с. С.6–7.
  7. Священник Анатолий Жураковский: Материалы к житию. Париж: YMKA-Press, 1987. С.224.
  8. Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т.9. М., 1997. С.617,618,645,728.
  9. Православная энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.7: Варшавская епархия-Веротерпимость. М.: "Православная энциклопедия", 2004. С.75–78.
  10. Древо — Открытая Православная Энциклопедия. Василий Богдашевский. ->
  11. Сайт А.А.Бовкало. Выпускники Волынской Духовной Семинарии. ->
  12. Сайт А.А.Бовкало. Выпускники Киевской Духовной Академии. ->
  13. Духовенство Русской Православной Церкви и собрание материалов. Василий Богдашевский Дмитрий Иванович. ->
  14. Украинская Православная Церковь. Итоги Священного Синода от 3 апреля 2019 года. ->
     

Труды:

  1.  "Послание святого Апостола Павла к Ефесянам". 1904

Документы:

ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.76.

С приходом февральской революции в 1917г. епископ Василий направил от лица профессоров и преподавателей КДА на имя главы Временного правительства кн. Г.Е.Львова поздравительную телеграмму и от себя лично — приветствие новому обер-прокурору Синода В.Н.Львову.
Несмотря на изменения, происходившие в Академии (разрешение преподавания ряда предметов и написания диссертаций на украинском языке, обсуждение проекта открытия богословских курсов для женщин), возглавляемая епископом Василием академия ориентировалась в своей деятельности на политику Временного правительства России и демонстрировала неприятие украинизаторских проектов Центральной Рады и сепаратистского курса.
Из-за тяжелого материального положения было прекращено издание "Трудов КДА".
В сентябре 1917г. вышел последний выпуск, где были опубликованы статьи епископа Василия "Неповрежденность четвертого Евангелия" и его перевод с латыни творения блж.Августина "Две книги Евангельских вопросов".
После октябрьской революции 1917г. КДА была вынуждена искать компромисса с Центральной Радой. Епископ Василий обратился в Генеральный секретариат Украины с просьбой о финансировании академии.
В это время был принят ряд мер по украинизации КДА.
Епископ Василий просил Синод РПЦ дать благословение на открытие трех новых кафедр: истории Украины, украинского языка и украинской литературы, планировалось также открыть кафедру западного права.
14 января 1918г. проект нового устава КДА был представлен Совету.
В этом проекте содержался пункт о разработке и последующем использовании в учебном процессе украинской богословской терминологии.
Ряд профессоров, несогласных с курсом на украинизацию духовных школ, вышли из преподавательской корпорации КДА.
Во время ожесточенных военных действий в районе Киева в январе 1918г. занятия в академии не проводились.
Занятия возобновились после установления на Украине режима гетмана П.П.Скоропадского
В 1918г. епископ Василий болел, но продолжал руководить академией.
Епископ Василий отказался от предложения националистически настроенной т.н.
Всеукраинской православной церковной Рады возглавить Киевскую митрополию вместо законного митрополита Киевского и Галицкого сщмч. Владимира (Богоявленского).
Епископ Василий не участвовал в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918гг., но принял участие во Всеукраинском церковном Соборе, открывшемся в январе 1918г. в Киеве, возглавив сформированную Собором Учебную Комиссию.
Ввиду наступления большевиков Собор вскоре после открытия был вынужден прекратить заседания.
29 января 1918г. епископ Василий участвовал в отпевании в Софийском соборе г.Киева убиенного митрополита Владимира.
22 февраля 1918г. Патриарх Московский и всея Руси свт.Тихон принял решение о  назначении епископа Василия управляющим делами Киевской митрополии, но тот отказался принять назначение.
В мае 1918г. вместе с другими архиереями епископ Василий не поддержал предложение министра исповеданий гетманского правительства В.В.Зеньковского отложить выборы Киевского митрополита до Всеукраинского церковного Собора.
19 мая 1918г. на Киевскую кафедру был избран митрополит Харьковский Антоний (Храповицкий).
2–3 июня 1918г. епископ Василий принял участие в совещании епископов, проведенном по инициативе Зеньковского, на котором высказался против созыва новой сессии Всеукраинского Собора. Однако по настоянию гетмана Скоропадского летом 1918г.
Собор продолжил свою деятельность, Епископ Василий принял участие в его работе.
Министерство исповеданий Украины представило на Соборе свой проект реформы системы религиозного образования, вызвавший резкое неприятие большинства участников заседания. Учебная комиссия во главе с епископом Василием пыталась занять компромиссную позицию и переработать проект Министерства исповеданий.
В частности, комиссия предложила предоставить женским епархиальным училищам права средних духовных школ по образцу светских женских гимназий, переименовать их в епархиальные женские гимназии, а также изъять церковноприходские школы вместе с имуществом из ведения Министерства просвещения в совместное ведение Церкви и Министерства исповеданий.
На 14-м пленарном заседании 2-й сессии Собора 10 июля 1918г. Учебная комиссия представила два доклада о реформе духовных школ, направленных на повышение их общеобразовательного уровня до уровня государственных средних школ, на сохранение специфики церковных учебных заведений: объема преподаваемых богословских дисциплин и религиозного характера воспитания учащихся.
Однако эти предложения не встретили поддержки митрополита Антония и большинства членов Собора, настаивавших на сохранении прежнего характера духовного образования.
Епископ Василий высказывал опасение, что если реформа не будет принята, то духовные школы Украины лишатся поддержки властей, и это пагубно отразится на их дальнейшей деятельности.
Проблема финансирования деятельности КДА и других духовных школ заставляла епископа Василия ориентироваться на Министерство исповеданий, что послужило причиной осложнения отношений епископа Василия с митрополитом Антонием.
По предложению митрополита Антония Собор большинством голосов высказался за сохранение старой структуры духовных школ и принял решение отложить обсуждение проекта реформы до следующей сессии, определив, что реформа должна идти не в светском направлении, а в сторону усиления церковно-пастырского характера.
Собор обратился с ходатайством к гетманскому правительству о материальной поддержке преподавателей духовных школ и выравнивании оплаты их труда в соответствии с оплатой служащих Министерства образования.
16 августа 1918г., несмотря на протесты митрополита Антония, гетман Скоропадский подписал новый т.н. Временный устав КДА, который предусматривал ее автономию (свободные выборы ректора, профессоров и преподавателей), а также адм.зависимость от Министерства исповеданий.
По новому уставу в КДА были введены обязательные курсы украинского языка, украинской литературы, права, истории Украины и Украинской Церкви.
Предполагалось открытие новых кафедр, однако из-за отсутствия средств эти нововведения не были осуществлены полностью.
Также Министерство исповеданий предложило КДА разработать программу теологических факультетов, которая была утверждена на Совете КДА 13 июля 1918г.
Однако на 3-й сессии Всеукраинского Собора митрополит Антоний в резкой форме выступил против нового устава КДА и других инициатив Министерства исповеданий, в частности против открытия богословских факультетов при университетах Украины.
В 1918г. по решению Всеукраинского Собора епископ Василий был назначен председателем переводческого комитета при Киевской митрополии, организованного для работы над переводом Священного Писания и богослужебных текстов на украинский язык.
Работа епископа Василия в этой области не удовлетворила националистов, о чем свидетельствуют многочисленные упреки участников "самосвятского" лжесобора 1921г., адресованные архиерею — епископу Василию и возглавляемому им комитету.
На 3-й сессии Всеукраинского Собора Учебная комиссия во главе с епископом Василием выступила с предложениями реформировать образование в семинариях.
Первые 4 класса Духовных семинарий должны были быть преобразованы в отдельные мужские школы с преподаванием общеобразовательных дисциплин.
После их окончания выпускники получали право продолжить обучение в светских учебных заведениях.
5-е и 6-е классы Духовных семинарий должны были стать пастырско-богословскими школами с более сложной, чем в семинарии, программой, включающей в себя специальные богословские дисциплины.
Однако большинство разработанных Учебной комиссией материалов делегаты Собора не успели рассмотреть, заседания были прерваны государственным переворотом и приходом к власти Директории, которую вскоре возглавил С.В.Петлюра.
После ареста и высылки в Галицию митрополита Антония и архиепископа Евлогия (Георгиевского) 20–21 декабря 1918г. в Киеве по инициативе Херсонского и Одесского митрополита Платона (Рождественского) был собран Собор украинских православных архиереев, на котором постановили образовать Контору Священного Собора епископов Украины для решения церковных дел между сессиями Собора.
Контору возглавил Дионисий (Валединский), епископ Кременецкий, викарий Волынской епархии. Ее членами были избраны Киевские викарии — епископ Василийи епископ Уманский Димитрий (Вербицкий).
Однако реальным органом высшей церковной власти Контора так и не смогла стать, поскольку 1 января 1919г. Директория своим декретом объявила об автокефалии Украинской Церкви, в связи с чем из приверженцев автокефалии во главе с Екатеринославским архиепископом Агапитом (Вишневским) была сформирована т.н. Украинская высшая освященная церковная Рада.
В период развития на Украине раскольнических движений, закончившийся образованием в 1921г. самосвятской Украинской автокефальной православной церкви, епископ Василий твердо придерживался принципа канонической верности украинских епархий св.Патриарху Тихону.
14 июля 1921г. вместе с другими православными архиереями епископ Василий подписал Обращение Собора епископов Украины с призывом не признавать решений автокефалистского Украинского церковного собора Киевщины.
18 августа 1921г. вместе со всем епископатом Украинской Церкви во главе с управляющим Киевской епархией Гродненским и Брестским архиепископом Михаилом (Ермаковым) епископ Василий подписал Обращение Собора епископов 
Украины, направленное против самосвятского лжесобора и автокефалистского раскола, возглавляемого В.Липковским.
Епископ Василий был готов к диалогу с раскольниками, его целью было убедить их прекратить антицерковную деятельность.
Так, 26 февраля 1920г. он присутствовал на литургии в трапезном храме Софийского собора (Малой Софии), совершаемой на украинском языке приверженцами Липковского, затем отслужил панихиду по Т.Г.Шевченко.
На лжесоборе 1921г. также сообщалось, что в том году на Пасху приверженцы Липковского приходили к епископу Василию, и он принял их, христосовался с ними со слезами на глазах, однако негативного отношения к автокефалистскому движению не изменил.



Скончался 10 марта 1933г., по некоторым сведениям, от голода.

Архиепископ Василий был похоронен в церкви Киево-Братского монастыря в Киеве.

После разрушения монастыря его останки перенесли на Лукьяновское кладбище в Киеве.

Сведения о последнем годе жизни архиепископ Василия содержатся в воспоминаниях В.П.Рыбинского. Он сообщает о бедственном материальном положении владыки, его подорванном здоровье, но наряду с этим свидетельствует: "Методичность свою он сохранил до старости. И в последние годы жизни он гулял  в свои определенные часы. Но, конечно, ученой работы уже вести не мог...

Кончина его была трогательна и такая, которая, по мнению верующих людей посылается только праведникам: будучи тяжело больным, несмотря на запрещение врача, он все-таки пошел служить всенощную, сказав, по воспоминаниям: "Хочу умереть в церкви". И действительно, по дороге в церковь, около Успенского собора упал и моментально скончался. Сейчас же его перенесли в Братский монастырь, облачили, и всенощную, которую он так хотел служить, ему пришлось слушать уже во гробе" [13]

О твердости архиепископа Василия в православной вере, о его стойкости в гонениях и смирении перед волей Божией свидетельствуют его слова: "Вера не дает человеку впадать в отчаяние, всегда его ободряет и утешает.

Люди, мало верующие,глядя на то, что мы переживаем, колеблются, а люди, глубоко верующие знают, что все переживаемое нами только клонится к славе Церкви, к ее величию. Если переживем, то ясно увидим, как премудры Божии планы, как Церковь, управляемая Христом, несокрушима" [13]

3 апреля 2019г. решением Священного Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Василий был прославлен в лике святителей и исповедников как местночтимый святой Киевской епархии с внесением его имени в Собор святых Киевской Духовной Академии

База данных репрессированных 

Обновления в Базе данных репрессированных
Последние публикации
На місці масових поховань жертв репресій на Лук’янівському кладовищі у Києві вшанували пам’ять Новомучеників

На місці масових поховань жертв репресій на Лук’янівському кладовищі у Києві вшанували пам’ять Новомучеників

Викладачі шкіл на Київщині ознайомились з історією сталінських репресій проти православного духовенства

Викладачі шкіл на Київщині ознайомились з історією сталінських репресій проти православного духовенства

У Борисполі відбулася канонізація священномученика Михаїла Под’єльського

У Борисполі відбулася канонізація священномученика Михаїла Под’єльського

У Броварах вперше представили невідомі імена репресованих священнослужителів з Броварщини та запропонували перейменувати на їхню честь низку вулиць міста

У Броварах вперше представили невідомі імена репресованих священнослужителів з Броварщини та запропонували перейменувати на їхню честь низку вулиць міста

Програма заходів з вшанування пам’яті репресованого духовенства м. Бровари, 12 – 13 листопада 2021 р.

Програма заходів з вшанування пам’яті репресованого духовенства м. Бровари, 12 – 13 листопада 2021 р.

В Сумской епархии в лике местночтимых святых прославили преподобномученика Аристарха (Ситало)

В Сумской епархии в лике местночтимых святых прославили преподобномученика Аристарха (Ситало)

Заупокойные молитвы по погибшим в Бабьем Яру

Заупокойные молитвы по погибшим в Бабьем Яру

Православне духовенство та порятунок єврейського населення від Голокосту

Православне духовенство та порятунок єврейського населення від Голокосту

Вітальні слова учасникам круглого столу «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»

Вітальні слова учасникам круглого столу «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»

Програма наукового круглого столу на тему «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»

Програма круглого столу «Роль православного духовенства та віруючих у порятунку єврейського населення від Голокосту під час Другої світової війни»